По официальной версии «НГ», в распоряжении журналистов оказался доклад, подготовленный для одного из региональных губернаторов. Из этого доклада следует, что внутренняя политика — точнее, государственная идеология — будет медленно, но неуклонно меняться. Имидж Владимира Путина заметно трансформируют.
Тут стоит заметить, что за свое почти 13-летнее пребывание во главе страны Владимир Владимирович неоднократно перевоплощался. Так, в 1999–2003-м это был «молодой, непьющий и спортивный» лидер, «успешный усмиритель Чечни», «продолжатель дела Ельцина», при этом более успешный и симпатичный по сравнению с недееспособным предшественником. В этот период его активно поддерживают либералы — в том числе те, кто через несколько лет будет выходить на «Марши несогласных». Позиция «Союза правых сил», выраженная языком плаката, звучит так: «Новое поколение выбирает СПС в думу, Кириенко в мэры, Путина в президенты!»
В 2003–2005 годы Путин — это уже борец с «пережитками либерализма в лице олигархов» и «разворовыванием страны». Знаковое события этого периода — «первое дело ЮКОСа», рейдерский захват компании и осуждение ее руководителей. Кроме того, под предлогом борьбы с терроризмом происходит резкое урезание демократии (отменены выборы глав регионов, ужесточены правила регистрации партий так далее), а «системные либералы» выброшены из Госдумы на улицу в прямом и переносном смыслах.
2006–2008 годы носят название «тучных» — благоденствие и стабильность, оплаченные дорогой нефтью. «Несравненный Владимир Владимирович» является зримым гарантом этой благодати. Одновременно он главный защитник страны от «сил олигархического реванша» и «пятой колонны Запада». От всех «темных сил», мечтающих отобрать нашу нефть и навязать внешнее управление. Накал антизападной риторики достигает исторического максимума синхронно с ценами на нефть. 90-е годы из числительного становятся именем нарицательным, обозначающим время нищеты, беспредела и зависимости, от которых мы избавлены опять-таки благодаря «национальному лидеру». 90-е с подачи Путина упоминаются только в паре со словом «лихие».
В 2008–2012 годы — в период правления «зиц-президента» Дмитрия Медведева Владимир Путин выступает гарантом неизменности курса, но лишь для части граждан. Растет число тех, кому душно в патерналистском государстве, выстроенном под Путина и для Путина. Многие из них связывают надежды на «оттепель» и «перестройку-2» с Дмитрием Анатольевичем — молодым и продвинутым, но, как скоро выясняется, несамостоятельным лидером.
Очевидно, что, снова став «президентом всех россиян», Путину следует очередной раз подправить имидж. Образ крутого парня все чаще работает против него: поднятие музейных амфор со дна морского или полет со стерхами вызвали больше насмешек, чем восхищения. Да и возраст дает о себе знать: на седьмом десятке развлекать народ спортивными достижениями несколько несолидно. Образ мудрого правителя хорош еще и тем, что «у патриарха возраста нет», как справедливо заметил Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий.
В общее течение ребрендинга вписываются и борьба с коррупцией в верхах, и предполагаемое аналитиками списание в архив партии «Единая Россия». Чтобы сохранить симпатии достаточно большой доли граждан, Путину придется избавиться от нее. Эта партия аккумулировала слишком много негатива, с ней связано слишком много неприличных скандалов — от осуждения отдельных членов за педофилию до фальшивой диссертации депутата Бурматова. Возможно, «Общероссийский народный фронт», который давно уже стоит на запасном пути, как бронепоезд из песни, наконец-то разведет пары.
«Особая буква» предложила оппозиционным политикам прокомментировать «рестайл, апгрейд и ребрендинг» первого лица государства.
Денис Билунов, один из сооснователей «Партии 5 декабря», считает, что эксклюзиву «Независимой газеты» вполне можно доверять. «Им могли слить экспертный доклад, который имеет место быть, тут нет ничего невозможного. Как он оказался в их распоряжении — другой вопрос. Может быть, вследствие каких-то внутриэлитных интриг и игр одна часть пытается скомпрометировать другую. Утечка такого рода информации является не столько раскрытием серьезных намерений, сколько попыткой подставить одну дворцовую партию со стороны другой».
В то же время он воздержался от рассуждений о перспективах «обновления» Путина. «Кремленология — это с советских времен гадание на кофейной гуще. И я не готов фантазировать», — признался эксперт.
Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин также не видит оснований сомневаться в подлинности информации, распространенной «НГ». Что же касается смены имиджа Путина, то это, по мнению политика, не прихоть, а необходимость:
«Ему больше ничего не остается. Если Путин не хочет менять политику, которая заводит страну в тупик, ему ничего не остается, кроме как менять имидж. Что-то надо менять, чтобы сохранить власть. Из него будут лепить мудрого старца, царя Соломона. При неограниченных ресурсах — финансовых, медийных — можно сделать имидж любому человеку».
Материал подготовили: Вадим Немоляев, Александр Газов