Камбоджийские власти освободили Полонского. МИД РФ этому фактически не поспособствовал

Комментируют Павел Лаптев, Валерий Соловей

МИД РФ зарекся от камбоджийской тюрьмы

МИД РФ зарекся от камбоджийской тюрьмы
Сергей Полонский, просидевший три месяца в камбоджийской тюрьме, освобожден. Многие полагают, что российские дипломаты явно не «перетрудились», добиваясь для него свободы. Понятно, что Полонского хотели проучить, но все же он гражданин РФ.
3 апреля 2013
Российский миллиардер попал за решетку в Камбодже за размашистое празднование Нового года. По версии обвинения, 30 декабря Сергей Полонский вместе с Константином Баглаем и Александром Карачинским захватили судно, на котором возвращались в Сиануквиль с островов. Угрожая холодным оружием, россияне загнали камбоджийский экипаж в трюм, а когда корабль подошел к берегу — заставили моряков прыгать в воду и добираться до материка вплавь. Захваченное судно догнали полицейские. Сам же миллиардер утверждает, что произошло недоразумение, причиной которого стал языковой барьер. История, напоминающая эксцентрическую комедию, имела совсем несмешное продолжение: Баглай и Карачинский просидели в камбоджийской тюрьме до середины марта. Полонский вышел на свободу лишь 3 апреля. Его дело, сколь бы одиозной фигурой ни был миллиардер, заставляет очередной раз обратить внимание на проблему защиты российских граждан за рубежом. Те же американцы в сложных ситуациях могут рассчитывать на заступничество дипломатических представителей своей страны. Наши же граждане о таком отношении могут только мечтать. Хотя симпатизеры Полонского считают, что российские дипломаты явно не перестарались, добиваясь его освобождения, ему еще повезло. Напомним, что в сентябре 2011 года российские дипломаты выдали ливийским повстанцам нефтяников Александра Шадрова и Владимира Долгова. Летом новые ливийские власти осудили их к пожизненному сроку и 10 годам лишения свободы соответственно, якобы за сотрудничество с армией Муаммара Каддафи.

Павел Лаптев, заведующий кафедрой европейского права Российской Академии правосудия, бывший уполномоченный РФ в Европейском суде по правам человека

В свое время у меня не было претензий к российским властям, когда я работал в Европейском суде, и возникали вопросы с нашими гражданами за рубежом. Россия, как правило, оказывала помощь. Пример — дело Кононова: помощь ему была оказана. Да, что касается европейского сегмента, там тоже есть какие-то упущения, но в целом у меня нет претензий к властям РФ.

Что касается Полонского — мне трудно судить, потому что я не знаю его дела. Дело Полонского освещается СМИ по-разному. У меня возникает другой вопрос: почему этому человеку столько внимания? Почему не обращают внимания на других людей, например, на матерей из России и других стран, прежде входивших в состав СССР, которых финляндские власти пытаются лишить родительских прав? Пока кто-то из них в Европейский суд не обратился — на них не обращали внимания. Власти Финляндии ведут себя очень неправильно. А о них (о матерях из России и других стран СНГ — Ред.) с января месяца никаких известий.

Кто такой Полонский, почему ему столько внимания? Лично мне он неинтересен.

Валерий Соловей, профессор МГИМО, доктор исторических наук

Если брать проблему широко — конечно, российский МИД и консульские службы явно недорабатывают по сравнению со службами западных стран, и наши соотечественники за рубежом чувствуют себя не очень защищенными.

А что касается персонально господина Полонского, то, учитывая его легковесность и скандальную репутацию, многие люди во власти предпочли бы, чтобы он как можно больше находился в Камбодже. Лучше в местной тюрьме, но если нет — хотя бы просто в Камбодже.

У него обширные связи, а когда он вдалеке от Родины — можно присмотреться к его активам. Если остаются бесхозные активы — на них всегда найдутся охочие. А кому в России легче всего прибрать к рукам такие активы — понятно: тем, кто обладает какими-то властными ресурсами.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов