Итоги рабочей поездки в Россию комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса

Данила ГАЛЬПЕРОВИЧ,

специально для «Особой буквы»

Муйжниекс: закон об НКО — плохой, а «болотное дело» — это индивидуальные случаи

Муйжниекс: закон об НКО — плохой, а «болотное дело» — это индивидуальные случаи
Комиссар Совета Европы по правам человека раскритиковал закон об НКО. А вот по поводу «болотных узников» его позиция весьма сдержанная. По мнению омбудсмена, речь идет об «индивидуальных случаях» — то есть негативной тенденции пока не видно.
12 апреля 2013
В России с десятидневной рабочей поездкой побывал комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс. По итогам этой поездки, во время которой омбудсмен встретился со множеством высокопоставленных чиновников: министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, руководством Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел, — будет подготовлен отдельный доклад. Но некоторыми своими выводами Муйжниекс поделился с журналистами в Москве еще до завершения своего визита.

Нилс Муйжниекс — латыш, родившийся в США, — неплохо говорит по-русски, и, для того чтобы ясно выразить свое мнение по поводу закона о НКО, особенно в отношении термина «иностранный агент» и повальных проверок правозащитных организаций, переводчик комиссару не понадобился:

«Закон — плохой. Шесть месяцев назад еще не было ясно, что будет с этим законом. Но сейчас мы видели, как реагирует прокуратура и другие ведомства и что грозит некоторым организациям. И это нас очень беспокоит. Хорошо, что мы здесь сейчас, хорошо, что наш визит совпал с этими проверками, потому что у нас была возможность поднимать эти вопросы и выразить свою обеспокоенность. Тенденции в области некоммерческих организаций — плохие».

Материал по теме: обзор предыдущего визита Нилса Муйжниекса в Россию. «На итоговой встрече с российскими журналистами ему очень не хотелось говорить о деле Леонида Развозжаева, но все же пришлось», — писал Данила Гальперович в октябре 2012 года. (ДАЛЕЕ)

Термин «иностранный агент», считает Муйжниекс, в РФ имеет явно негативное значение, и все ссылки российских властей на то, что он скопирован у американцев, несостоятельны: там речь идет о лоббизме. Кроме того, под «политической деятельностью», отметил европейский правозащитник, российские законодатели в этом законе понимают нечто очень обширное и неопределенное, а значит, поддающееся произвольному толкованию.

Проверки, уверен омбудсмен Совета Европы, парализуют деятельность НКО, и это странно, ведь многие из тех, кто возглавляет неправительственные организации правозащитного характера, заседают в различных общественных и консультативных советах, то есть являются партнерами российской власти, а не ее врагами.

Нилс Муйжниекс искренне удивлялся действиям официальных лиц в этой сфере:

«Впечатление такое, что левая рука не знает, что делает правая. Мы знаем, что одной организации, попросившей о регистрации в качестве «иностранного агента», было в этом отказано, но после этого отказа ее подвергли тщательной проверке именно в качестве возможного «иностранного агента». Кроме того, к другой организации, которую только что тщательно, долго и в общем-то без неприятностей проверяло Министерство юстиции, вдруг пришли представители прокуратуры и других ведомств с точно такой же тщательной проверкой».

По словам комиссара Совета Европы по правам человека, в ближайшие полгода Венецианская комиссия — экспертный орган Совета Европы в области законодательства — даст свою оценку закону об «иностранных агентах». Стоит напомнить, что в течение последнего года Венецианская комиссия уже оценивала документы, спешно принятые Госдумой в 2012 году, и в отношении наиболее одиозных актов, таких как новая редакция закона о митингах, были высказаны очень серьезные замечания.

То, чему предстоит в близком будущем стать основой громких и, как считают многие наблюдатели, заранее срежиссированных судебных процессов, то, что уже стало темой протестных акций, — «болотное дело» — было прокомментировано Нилсом Муйжниексом с гораздо большей осторожностью, чем ситуация с НКО.

На вопрос «Особой буквы», посетил ли он, находясь в России, кого-нибудь из «узников 6 мая» в заключении, комиссар Совета Европы сказал, что вообще-то согласно своему мандату он не занимается индивидуальными случаями. Только то, что явно указывает на тенденцию, опасную в смысле нарушений прав человека, может быть рассмотрено и обсуждено с властями страны, из которой приходят жалобы европейскому омбудсмену. Поэтому ни с кем из обвиняемых по событиям 6 мая омбудсмен не встречался и с властями эту тему не обсуждал.

Впрочем, совершенно безучастным к этой теме Муйжниекс не остался. «Конечно, я знаком с «болотным делом», и в некотором смысле оно связано с более широкими, системными вопросами, которые мы здесь обсуждали. Это, например, содержание под стражей в качестве меры пресечения в тех случаях, когда это не представляется необходимым. Что же касается утверждений о том, что в данном случае имели место массовые беспорядки, направленные на свержение власти, то есть и многочисленные свидетельства насилия, непропорционального применения силы со стороны полиции. Эта проблема — применение силы полицией — также одна из тех, которыми мы здесь занимаемся и обсуждаем», — сообщил комиссар Совета Европы журналистам.

Полицейское насилие действительно было изучено омбудсменом, и именно в том месте, где оно проявилось в нашей стране со страшной жестокостью. Муйжниекс побывал в Татарстане и отдельно исследовал все, что происходило в отделе полиции «Дальний», где в марте 2012 года сотрудники МВД до смерти замучили задержанного Сергея Назарова, изнасиловав его бутылкой из-под шампанского.

По словам комиссара, для расследования этой трагедии и наказания виновных было сделано немало, но исправить ситуацию с полицейским насилием можно только системными мерами. Однако российская система, как уже успел заметить Нилс Муйжниекс за год своего пребывания в должности, меняться не торопится:

«Я встречался с юристами, занимающимися делами из Чечни. Они сказали, что там ничего не изменилось. Я встречался с теми, кто защищает интересы потерпевших в Татарстане. Они говорят, что это замечательно, что по «Дальнему» было возбуждено уголовное дело, такое случается в первый раз, но вообще такие случаи продолжаются».

Через десять дней Нилс Муйжниекс выступит со своим первым ежегодным докладом на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Доклад будет описывать ситуацию с правами человека во всех странах — членах этой организации, и, видимо, в российской его части будет мало или совсем ничего о «болотном деле» и достаточно много о проблемах российских НКО. Скорее всего, там будут отражены и положительные, по мнению Муйжниекса, моменты: расширение применения домашнего ареста взамен заключения под стражу, публикация с согласия России доклада Европейского комитета по предотвращению пыток и так далее.

Однако вполне возможно, что к тем, кто станет осужденными по «болотному делу», внимание европейского омбудсмена еще вернется. На вопрос «Особой буквы», кто определяет момент, когда так называемые индивидуальные случаи начинают означать тенденцию, комиссар Совета Европы ответил: «Я сам и определяю».

 

Материал подготовили: Данила Гальперович, Александр Газов