Куда податься гражданскому активисту, если он хочет заниматься политикой не только по выходным?

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Политическое перекати-поле

Политическое перекати-поле
У гражданского активиста, который хочет заниматься политикой всерьез, в России есть три пути: в мирные парламентские партии, в околополитический «криминал» или в шумную и яркую, но, в общем-то, бесперспективную «движуху».
2 мая 2013
В последнее время в России снова входит в моду общественная активность. Кто-то волонтерствует, кто-то ходит на митинги, как на работу. А кто-то просто читает политические сайты, как другие читают развлекательные, и взахлеб обсуждает новости с единомышленниками и врагами (которых он живьем ни разу не видел — вот она, сила социальных сетей). С течением времени одни отходят от «околополитики» (времени нет, да и надоело, если честно), а другие, напротив, приходят к осознанию того, что политикой надо заниматься всерьез. Потому что если не я, то кто? И вот тут варианты хоть и возможны, но их не так уж и много…

У политизированного гражданина, если он не собирается создавать собственную организацию с нуля, есть три пути. Их плюсы и минусы мы сейчас рассмотрим.

Итак, вариант первый: присоединиться к стопроцентно официальной, безупречно легальной партии, действующей исключительно в рамках закона. Выбор невелик, но имеется. Это КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Гражданская платформа», «Патриоты России» и «Правое дело». Можно добавить «РПР-ПАРНАС» и «Демократический выбор», но две последние были зарегистрированы недавно и не имеют даже символического представительства в органах законодательной власти.

Тут перечислены наиболее стабильные партии, а с момента либерализации закона об общественных объединениях зарегистрированы десятки партий, и еще десятки ожидают регистрации.

Для неофита, который жаждет Действия с большой буквы «Д», работа в партии может показаться скучноватой. Возможно, не раз и не два придется наступать на горло собственной песне во имя непостижимых высших соображений. И, наконец, количество официальных партий не отвечает многообразию витающих в обществе идей. Поэтому даже в программе самой симпатичной для вас партии могут содержаться пункты, которые противоречат вашим убеждениям.

Материал по теме: строим партии или иллюзии? По какому пути дальше идти оппозиции: сделать главной целью победу на любых возможных выборах, развивая для этого партийные структуры, или сконцентрироваться на новых, сетевых формах организации масс и на развитии уличной «партийной» активности? (ДАЛЕЕ)

Это минусы. А плюс — это возможность сделать политическую карьеру, занять официальную выборную должность при поддержке партии и не в мечтах, а на деле постараться воплотить свои идеи в жизнь. У функционера легальной партии, у депутата, у мэра для этого неизмеримо больше возможностей, чем у беспартийного активиста, политического фрилансера. Кроме того, деятельный и успешный функционер может подтянуть к практической работе своих товарищей и единомышленников, тем самым упрочив свое положение в политике.

Второй вариант — прямо противоположный: стать нелегальным. Если вам знакомы такие имена, как Софья Перовская, Гаврила Принцип, Лео Шлагетер, Ли Харвей Оствальд, Надежда Ракс, Андрей Соколов, Андрей Сухорада, Максим Базылев, Алексей Воеводин — вы понимаете, о чем идет речь.

Минусов у этого пути явно больше, чем плюсов. Во-первых — существует, как выразился бы сетевой писатель Василий Федорович, «неиллюзорная возможность сесть или испортиться». Это может случиться с вами по итогам первой же «акции» или через несколько лет, но рано или поздно произойдет, не надо себя обманывать. И даже если госпожа Удача будет некоторое время вам улыбаться, вам все равно придется навсегда забыть о нормальной человеческой жизни и простых обывательских радостях. О прижизненной славе тоже лучше не думать, если только не мечтаете побыстрее завершить свой славный путь. И государством, и значительной частью общества радикальные методы борьбы осуждаются. Поэтому, хотя свои преимущества есть и у этого пути (и всегда находятся те, кто избрал его, отбросив другие формы политической активности), мы не станем на них останавливаться.

И, наконец, третий путь: всевозможные полуофициальные, хотя и вполне легальные околополитические объединения, протестные субкультуры. Преимущество этого пути описывается энглизированным словом «драйв». Несанкционированные демонстрации, ночные граффити-акции, развешивание знамен и плакатов на высотках, провокационные перформансы, стычки с политическими противниками — это весело и страшно, и это привлекает в околополитическую субкультуру молодежь. Большинство молодых идет в политику, во-первых, затем, чтобы перекроить мир в соответствии с обостренным чувством справедливости, а во-вторых — за адреналином. Причем для многих адреналин на первом месте. Протирать штаны на пленумах, теоретизировать и перебирать бумажки — сомнительное удовольствие. На АПД, «акциях прямого действия», поднялись национал-большевики, потом эту тактику взяли на вооружение леваки, младолибералы и нашисты.

Но у развеселой политической тусовки есть свои недостатки. Праздник непослушания не приносит политических дивидендов. Люди могут искренне поддерживать безбашенных ребят, которые то лезут на трубу ТЭЦ, чтобы вывесить плакат, то попадают в полицию за пикет в защиту вырубаемого сквера, — но голосовать предпочитают за скучных типов в пиджаках с «позитивной программой».

Кроме того, в авторитарной стране, каковой является Российская Федерация, для участников подобных движений существует ненулевая вероятность «сесть или испортиться». И не важно, что вы избегаете откровенного криминала. Сидеть несколько лет за знамя, вывешенное из окна министерства, или за слегка побитого провокатора — приятного мало. Перспективу стать инвалидом или трупом после нападения наемной шпаны либо бандитов в погонах мы даже обсуждать не будем: вряд ли кто-то в здравом уме мечтает стать мучеником идеи.

Конечно, у околополитического движения может сложиться взаимовыгодный союз с политической партией. Примеров тому множество. Наиболее толковые активисты могут сделать себе не уличную, а политическую карьеру.

Однако следует иметь в виду, что участие в «движухе» может серьезно осложнить вам будущее. Попав однажды в черные списки неблагонадежных, вы останетесь там надолго. Практика показывает, что у карательных органов хорошая память. Если вы были осуждены по «тяжелой» статье, то для вас путь в официальную политику закрыт. Даже наличие нескольких административных взысканий может сильно осложнить жизнь, в том числе политическую.

А если вы однажды надумаете от остроумных, но удручающе безвредных АПД перейти к чему-то более серьезному (кстати, такова была эволюция западногерманских R.A.F.), имейте в виду, что всевидящие органы уже взяли вас на контроль.

Мы не призываем читателей вступать в политические партии, «уходить в лес» или заниматься околополитическим мелким хулиганством. Мы лишь объясняем преимущества и недостатки всех трех путей. В конце концов, можно с чистой совестью уйти во «внутреннюю эмиграцию» и публично сокрушаться, что в этой стране, с этим народом ничего толкового никогда не получится. В этом случае вы ничего не добьетесь, но зато сохраните рукопожатность.

Как бы то ни было, занятие политикой в России — дело неблагодарное. Власти не одобряют интерес податных сословий к государственным вопросам, а в особенности — объединения по идеологическому признаку. Понятно, что речь тут идет о нормальных политических объединениях; широко известный профсоюз жуликов и воров вряд ли можно назвать политической организацией, а его многочисленные изводы — тем более. Не является политической организацией и секта последователей Мавроди, хотя сам специалист по изъятию лишних денег у дураков похвалялся, что его пирамида — это и есть самая настоящая оппозиция.

И все же заниматься политикой нужно. Выбор путей самореализации хоть и невелик, но он все же есть. По крайней мере пока…

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов