Правозащитники: прокуроры нашли у НКО более 50 видов «политической» деятельности

«Особая буква»

Все, что ни делается, — все политическая деятельность

Все, что ни делается, — все политическая деятельность
Правозащитная организация «Агора», проанализировав предостережения прокуратуры, вынесенные в адрес НКО в связи с законом об «иностранных агентах», насчитала более 50 видов деятельности, которые признаны «политическими».
17 мая 2013
Политикой считаются выступление с любыми инициативами по вопросам общественной жизни, проведение митингов, антикоррупционная экспертиза законопроектов, «распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям», лоббирование экологических проблем в органах государственной власти, содействие реализации приоритетных программ, направленных на координацию и развитие российской науки.

Как рассказал «Ведомостям» глава «Агоры» Павел Чиков, под политическую активность подпадает «любая социально полезная деятельность»: от юридических консультаций участников акций протеста до издания брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике».

Чиков утверждает, что под определение «иностранного агента» можно подвести любую активную НКО. Выход из ситуации эксперт видит в предложении Совета при президенте по правам человека об исключении критерия «политическая деятельность» из определения «иностранного агента» и замене его наличием или отсутствием иностранного финансирования.

Напомним, президентский Совет по правам человека на днях провел специальное заседание, посвященное проверкам НКО в России. По итогам мероприятия был выработан документ, где сказано, что с марта 2013 года проверки затронули уже в нескольких тысяч некоммерческих организаций во всех регионах страны и проводились вне установленного законом порядка осуществления государственного федерального надзора за деятельностью НКО.

Источник «Ведомостей» говорит, что критерии отнесения той или иной деятельности к политической появились по итогам консультаций с несколькими учреждениями, в том числе Академией Генпрокуратуры и Центризбиркомом. Был сделан вывод: если общественная организация защищает права конкретного человека, такую деятельность следует расценивать как исключительно правозащитную. Если НКО пытается корректировать механизмы принятия решений — через митинги, лоббирование или какими-то другими способами, — это политика.

Эксперты уверены: необходимо срочно вносить изменения в закон, где должно быть четко и ясно прописано, какие виды деятельности считаются политическими. В противном случае почти всем некоммерческим организациям грозит закрытие.