Госдума одобрила закон, запрещающий публиковать информацию о жизни чиновников

«Особая буква»

СМИ лишили жизни

СМИ лишили жизни
Госдума установила новые правила работы журналистов. Некоторые эксперты уже спешат назвать их цензурой.
21 июня 2013
Отныне у чиновников появятся новые законные возможности избежать внимания прессы. Под видом защиты персональных данных и частной жизни журналистам и блогерам запретят публиковать практически любую информацию.

Парламентарии поправили Гражданский кодекс, в котором теперь появится новая статья «Охрана частной жизни гражданина».

«Не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни», — сказано в документе. Исключение сделано только для случаев, когда эта информация важна для «государственных, общественных или иных публичных интересов» либо если гражданин раскрыл сведения о себе добровольно. Кто и как будет определять степень «интересности и важности», в законе не прописано.

Впрочем, за кадром остался и вопрос о том, как получить разрешение у чиновника-коррупционера на статью о его махинациях, а у депутата или сенатора — о его незаконной зарубежной недвижимости.

Не смогут «закосить» журналисты и под писателей, пытаясь донести правду до аудитории в книгах. Дело в том, что под запрет подпадает и использование информации о частной жизни гражданина и при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.

Для нарушителей санкции предусмотрены строгие, вплоть до уничтожения тиража и запрещения дальнейшего ее распространения.

Нижняя палата приняла поправки 242 голосами.

Профильная комиссия Общественной палаты еще летом 2012 года заявляла, что новшества подрывают правовые основы деятельности СМИ как одного из важнейших институтов гражданского общества. «Они избыточны, антиконституционны и легко могут стать основанием для нарушения не только профессиональных прав журналистов, но и прав граждан на получение информации, — говорится в заключении. — Их принятие будет означать восстановление цензуры в самой вычурной форме — под предлогом защиты частной жизни граждан».

«Как применять эти нормы в условиях развития Интернета, вообще непонятно: наказывать всех, кто перепечатал текст? Закон может быть истолкован таким образом, что должны быть изъяты и уничтожены все жесткие диски всех компьютеров на планете Земля!» — удивлялся тогда председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

«Журналисты и блогеры не смогут без согласия Якунина писать про дачу Якунина. Потому что это распространение и использование информации о его частной жизни. По тем же причинам будут признаны незаконными и публикации материалов про «Золотых кренделей «Единой России», — написал своем «ЖЖ» Дмитрий Гудков. По его мнению, благодаря этим поправкам «никто никогда не узнает, где останутся жить дочери Железняка после окончания учебных заведений Великобритании и Швейцарии»,«не сможем мы отследить и судьбу американских квартир Пехтина и Ананских, а также выяснить стоимость номера отеля семьи Исаева в Германии».

Однако общественники и представители так и не были услышаны. Журналистам придется работать по новым правилам.