Арест гендиректора российского «Уралкалия» в Белоруссии может являться частью рейдерской операции

Комментируют Евгений Ясин, Илья Пономарев

Не сыпь калийную соль на рану

Не сыпь калийную соль на рану
Отношения между Россией и Белоруссией могут серьезно испортиться после ареста в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгетнера. Однако, несмотря на формальное возмущение Москвы, этот арест мог быть заказан из России.
27 августа 2013
Отношения России и Белоруссии невозможно описать одним словом, если это не обтекаемое прилагательное «противоречивые» и не более резкое «шизофренические». С одной стороны, две страны формально составляют Союзное государство, входят в Таможенный союз, ОДКБ и множество других межгосударственных структур. Иногда может показаться, что Республика Беларусь — вернейший союзник Российской Федерации. Но это не так. Поскольку российская элита не оставляет попыток прибрать к рукам белорусскую промышленность, между Москвой и Минском с известной периодичностью возникают экономические разногласия, переходящие в политическое охлаждение. Тогда общественность в РФ разражается негодующими криками «бульбаши воруют наш газ!», а в «независимых» СМИ появляются апокалиптические заметки о неизбежном скором обвале белорусской экономики. Со своей стороны Александр Лукашенко предпринимает символические движения в западном направлении. Однако то, что случилось 26 августа, выводит российско-белорусские разногласия на новый уровень. Напомним, в понедельник в Минске был арестован Владислав Баумгертнер, генеральный директор компании «Уралкалий». Он прибыл Белоруссию по приглашению Михаила Мясниковича, главы правительства республики. После встречи с ним Баумгертнер и был задержан. Белорусские правоохранители инкриминируют ему «злоупотребление служебными полномочиями в корыстных целях, повлекшие нанесение существенного вреда государственным и общественным интересам Республики Беларусь, а также нанесение ущерба в особо крупном размере ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «БКК». Следственный комитет страны оценил нанесенный ущерб в 100 млн долларов. Рассматривается вопрос об аресте имущества и активов «Уралкалия». Российские официальные лица отреагировали на арест Баумгертнера достаточно резко. «То, что произошло сегодня, не влезает ни в какие рамки. Нам кажется это совершенно странным, непартнерским и неадекватным», — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. МИД РФ расценивает задержание бизнесмена как шаг, противоречащий союзническим отношениям двух государств. Мы предложили нашим экспертам прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Я считаю, что это безобразие. Когда я выступал вчера, у меня было подозрение, что это сделано по соответствующему сговору с российской стороной, потому что представить себе такое хамство со стороны белорусов без какого-то согласования с Россией я не мог. Хотя меня брали сильные сомнения относительно того, насколько этому может содействовать или насколько на это может соглашаться российское руководство. Потому что это категорически против российских интересов, против интересов поддержки российского бизнеса. И это сильнейший удар — если бы это было с участием наших руководителей — по отношениям между бизнесом и властью в России.

Как мне стало известно со вчерашнего дня, наши вроде бы напрямую участия никакого не принимали. Что дало основания белорусам — то есть не белорусам, а белорусским властям и лично Александру Григорьевичу Лукашенко — устроить это безобразие, я даже не знаю. После этого вообще-то положено разрывать дипломатические отношения и устанавливать эмбарго на границе. Вопиющее безобразие, вот что я могу сказать.

Соответствующие санкции со стороны России по отношению к Белоруссии, я считаю, должны быть предприняты. Чтобы больше такая мысль даже близко не возникала!

* * *

Илья Пономарев, депутат Государственной думы

Дело, в общем, достаточно темное. Я даже писал письмо президенту Лукашенко по поводу странных обстоятельств действий некоторых российских коммерческих структур на территории Белоруссии. Я считаю, что причина достижений, которые есть в Белоруссии, — это то, что они сохранили контроль над своей национальной промышленностью, и благодаря этому у них производство не растащено и не развалилось, как это произошло в России.

Попытки захватить калийные предприятия в Белоруссии предпринимались, и в этом смысле я считаю, что это шаг, наверное, в правильном направлении. Вызывает удивление то, каким образом это было произведено. Приезжает руководитель одной из крупнейших российских компаний по приглашению ни много ни мало премьер-министра. Причем там должен был присутствовать такой уважаемый человек, как Александр Стальевич Волошин, бывший руководитель Администрации президента, который пользуется серьезным влиянием на территории России. Соответственно, такие действия правоохранительных структур могли быть согласованы с российской стороной. Тогда это вызывает очень интересные вопросы, в том числе и к российским правоохранительным органам. Либо это просто вопиюще недружественный акт, и тогда мы будем свидетелями резкого ухудшения российско-белорусских отношений. Но я склоняюсь к первому варианту.

Я бы не стал напрямую утверждать, что арест заказали со стороны России. Я просто думаю, что без согласования это вряд ли может произойти. И я думаю, не случайно сейчас возникают проблемы у всей империи Сулеймана Керимова: проверки, падение курса акций. Очевидно, что у него серьезные бизнес-проблемы, и тут, как говорится, беда не приходит одна. Очень сильно это напоминает классическую попытку захвата активов, которую много раз мы видели в ходе последних 20 лет российского «капитализма» в кавычках.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов