Израильский дипломат впервые открыто заявил, что еврейское государство желает свержения Асада

«Особая буква»

На еврейский вопрос по Сирии найден ответ

На еврейский вопрос по Сирии найден ответ
Шиитские друзья сирийского президента — Иран и «Хезболла» — признаны более опасными для Израиля, чем суннитские фанатики в рядах повстанцев.
17 сентября 2013
Скорее всего, интервью влиятельного дипломата действительно является отражением внешнеполитических настроений израильских правящих элит. Впрочем, Израиль в любом случае вряд ли станет по собственной инициативе первым вмешиваться в сирийскую войну — хотя бы для того, чтобы не давать официальному Дамаску в руки важный пропагандистский козырь в виде «сионистской агрессии».

Посол Израиля в США Майкл Орен дал газете The Jerusalem Post интервью, которое, с точки зрения востоковедов и конфликтологов, может считаться сенсационным.

По словам Орена, израильские власти являются сторонниками свержения сирийского президента Башара Асада. Сенсационность данного заявления заключается в том, что ранее израильские власти занимали по отношению к сирийскому конфликту позицию вооруженного нейтралитета.

То, что Израиль придерживается нейтралитета, выглядело вполне логичным: в сирийской войне сошлись, с одной стороны, светский «национал-социалистический» режим Башара и его партии БААС, а с другой — повстанцы, представленные по большей части, суннитскими исламистами разной степени радикальности. И те и другие называют себя врагами еврейского государства. Баасистский режим во времена президента Хафеза Асада, отца нынешнего дамасского диктатора Башара Асада, вел с Израилем несколько войн. Единомышленники сирийских повстанцев — суннитские радикалы — ведут террористическую войну с Израилем и сейчас.

Казалось, что для Израиля в каком-то смысле выгоднее удержание у власти Башара Асада — все же он олицетворяет собой хоть и панарабский, но светский путь развития страны, а ему на смену в случае победы мятежников могут придти фанатики-ваххабиты.

И все же, судя по высказываниям Майкла Орена, часть которых приводит Лента.ру, Израиль сделал выбор не в пользу Асада. И более того, по словам дипломата, интересы его страны по сирийскому вопросу «как никогда» совпадают с интересами суннитских арабских монархий Персидского залива, являющихся главными врагами Асада и покровителями повстанцев.

Причина того, что Израиль сделал такой выбор, проста. Дело в том, что у светского сирийского правительства далеко не светские друзья: Исламская республика Иран и ливанское шиитское движение «Хезболла». В последнее время иранцы и ливанские шииты резко усилили военную помощь сирийскому режиму. Движение «Хезболла», обладающее, по сути, собственной армией, фактически осуществляет военную интервенцию в Сирию и принимает полномасштабное участие в войне с повстанцами на стороне правительственных сил.

Таким образом, Израилю приходится выбирать между радикалами-суннитами и радикалами-шиитами, и последние найдены более опасными. «Лучше уж плохие парни без связей с Ираном, чем с ними», — говорит Орен.

Израильтян беспокоит «шиитская арка» Тегеран-Дамаск-Бейрут: геополитический блок шиитско-исламистского Ирана, Сирии Башара Асада, где правят представители секты алавитов, близких шиитам, и ливанской шиитской «Хезболлы».

Именно асадовская Сирия является связующим звеном врагом Израиля номер один Ираном и «Хезбаллой», с которой израильтяне вели в 2006 году безуспешную войну.

И шиитская ось для еврейского государства признана более опасной, чем не имеющие собственных мощных армий и ядерных центров суннитские партизаны.