— С чем, на ваш взгляд, связано неожиданное решение по реорганизации РИА «Новости»?
Я думаю, что, конечно, с событиями на Украине. Именно они в первую очередь на это повлияли. Страх властей перед чем-то подобным тому, что произошло на Украине.
Требуется усиление пропаганды. И тут, конечно, симптоматично, что наиболее одиозного пропагандиста Дмитрия Киселева, пропагандиста против так называемого «Евросодома» и всех прочих страшилок, поставили руководить новым агентством.
Это очень показательно.
Наверное, главная причина — то, что власти кажется, что пропаганда все же в чем-то недорабатывает: в донесении мнения Кремля и в этих страшилках.
— Как вы оцениваете Киселева в качестве будущего руководителя новой структуры? Может, он все оставит, как было в РИА?
Полагаю, он будет все менять. РИА «Новости» — сама по себе большая структура, и один человек там ничего не сделает. Неизбежно команда будет меняться, потому что руководить таким количеством людей без смены менеджеров очень тяжело. Наверняка Киселев — не единственное кадровое изменение в агентстве.
— А может быть, наоборот, работа Киселева в последнее время позволила ему заработать эту должность?
Я не думаю. Решения о таких организациях принимаются не спонтанно. Слухи о том, что что-то будут делать с РИА «Новости», ходили с тех пор, как я там работал. Это зима 2011—2012 года. То есть два года скоро будет этим слухам.
— Тогда получается, что происходящие на Украине изменения просто ускорили?
Да, я думаю, что события в Киеве просто ускорили этот процесс.
— Странно, что объявленные цели «России сегодня» пересекаются с задачами Russia Today, которая с ними в целом справлялась. Это какая-то ошибка? Или мы видим некую единую стратегию по отношению к этим двум организациям? А может, власть недовольна работой RT?
Здесь сложно сказать. На мой взгляд, действительно, с точки зрения Кремля, у Russia Today все неплохо: и охват аудитории, и контент. Понятно, что какие-то статьи или выпуски могли вызывать неоднозначную реакцию на Западе, но, по моему мнению, из того, что я видел, это должно было удовлетворять Кремль.
Может быть, еще хотят усилить пропаганду на западное общество? Сложно домысливать.
— Вы работали в РИА, сейчас главный редактор «Русской планеты», стремительно набирающей популярность. На взгляд профессионала, РИА «Новости» в том виде, в котором существовало до сегодняшнего дня, соответствовало своему назначению?
Да, я думаю, агентство удовлетворяло запросы общества на информацию. Это одно из самых популярных агентств, пять-шесть тыс. сообщений в день, и по посещаемости было одним из двух главных сайтов: это у нас Lenta.ru и РИА «Новости». Все показатели у них были хорошие.
Если абстрагироваться от политического взгляда, то РИА «Новости» было вполне функциональным сайтом, который своевременно доносил всю повестку, ни о чем не умалчивал и в меру своих возможностей все старался давать.
— Получается, это разрушение вполне благополучного, вполне себе жизнеспособного ресурса?
Да, да.
— В Интернете уже озвучена версия, что одной из проблем этого СМИ была его глава Светлана Миронюк. Якобы у нее были не лучшие отношения с людьми из Кремля.
Я думаю, это возможно, зная Миронюк. Это женщина все же либеральных взглядов, с трезвой головой.
Мне сложно домысливать, но я полагаю, что такое вполне может быть.
— На ваш взгляд, с ликвидацией РИА и созданием на его базе «России сегодня» что мы теперь будем иметь на медийном поле?
Понятно, что крупные холдинги, наверное, теперь процентов 80 трафика информационного и новостного у себя аккумулировали. Это и государство, и «Газпром», и братья Ковальчуки, и все прочее.
Сейчас еще ходят слухи, что газета «Ведомости», возможно, будет продана. И «Коммерсантъ» Усманова, можно считать, уже из пула Кремля.
Вот мы и получаем картину: 80 процентов новостного и информационного трафика в той или иной мере, конечно, контролируется властью.
— То есть это единая стратегия власти, если я правильно понимаю, на уничтожение хоть в какой-то степени независимых СМИ?
Не уничтожение. Переформатирование. Потому что не так уж много средств массовой информации уничтожили.
Скорее, переформатирование, для того чтобы основные СМИ отражали точку зрения государства.
— И в этой связи РИА «Новости» станет аналогом Russia Today и потеряет свою индивидуальность и профессионализм?
Думаю, функции новостного агентства никуда не денутся. А возможно, появится чуть большее количество пропагандистских материалов в виде колонок, интервью, мнений и тому подобного.
— В указе по РИА говорится о минимизации финансовых расходов. Но непонятно вот что: РИА «Новости» должно было стать одним из главных информационных партнеров на Олимпиаде в Сочи. Сможет ли в период реорганизации новая структура справиться с медийным сопровождением Игр?
Я думаю, освещение Олимпиады от них никуда не денется. Тем более что это одно из главных пропагандистских событий.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов