Материал по теме: здания парламента и Совета министров в Симферополе в ночь на четверг захватили неизвестные. Над Верховным советом Крыма поднят флаг России. (ДАЛЕЕ)
Ситуация в Крыму тревожная, и эмоций по поводу его будущего что у самих крымчан, что у жителей остальной Украины предостаточно. По сути дела, в Крыму сейчас начинаются два встречных восстания: русскоязычного населения и крымских татар; плюс вчерашние киевские повстанцы желают продолжить экспорт своей революции на территорию полуострова.
Но означает ли это, что и нам, русским гражданам России, нужно начинать бить себя в грудную клетку кулаками, призывать Кремль передавить «фашистов» танками, объявлять сборы в различные «народные ополчения» и создавать шовинистические группы в соцсетях?
Если мы хотим, чтобы Крым как можно скорее упал в бездну войны, то самый оптимальный способ поведения — продолжать нагнетать страсти всеми доступными способами.
Если мы хотим, чтобы ситуация на юге Украины нормализовалась, нужно понять несколько простых вещей.
Прежде всего не стоит забывать, что на Украине победила очень кровавая революция. Люди на Майдане несколько месяцев жили в атмосфере морального и физического террора — их били, их шельмовали провластные и российские СМИ, а под конец агонизирующий режим начал их расстреливать. Майдановцы, понятное дело, на снайперские пули и на автоматные очереди тоже отвечали отнюдь не маханием белыми ленточками. Неудивительно, что сейчас эти люди находятся в состоянии аффекта — они всюду видят «титушек», остатки «Беркута», козни московского империализма, они очень боятся за свою революцию, оплаченную такой дорогой ценой с обеих сторон, боятся контрреволюционных мятежей и вмешательства недружелюбных и могущественных внешних сил.
Именно этим состоянием аффекта и пылающей ненавистью лично к Виктору Федоровичу Януковичу обусловлены и первые одиозные законы революционной Верховной рады (в том числе по отмене региональных языков), и риторика того же «Правого сектора».
Во-вторых, в Крыму живут не только русские, но и крымские татары — пассионарный этнос, деятельно поддерживавший украинскую революцию и известно как относящийся к перспективам ухода региона под Россию. Крымские татары — такие же полноправные жители полуострова, как и русские, и любая война за независимость Крыма будет не столько войной русских крымчан с приехавшими «бандеровскими войсками», сколько войной между двумя общинами жителей Крыма. Собственно, в среду первые столкновения между русскими и татарскими демонстрантами в Симферополе уже произошли.
Не война героических партизан с армией оккупантов, но обычная межэтническая мясорубка вчерашних соседей а-ля Босния — вот перспектива.
Нужно еще помнить: в РФ тоже живут татары, и их у нас много — второй после русских народ в Российской Федерации. И если русские и татары в Крыму начнут убивать друг друга, скажется ли это на взаимоотношениях русских и татар внутри РФ? Скорее всего, да. Если Москва начнет оказывать активную поддержку сепаратистским силам в Крыму, скажется ли это на лояльности российских татар Москве? Скорее всего, да.
Третье. Если и давить в чем-либо на Кремль, то уж точно не в связи с военной поддержкой Севастополю или финансовой накачкой «крымских повстанцев». Нужно громко задавать четкие вопросы, требовать разумных и необходимых вещей, которые нужно было сделать самое позднее позавчера, но которые не сделаны до сих пор.
Почти неделю, как на Украине новая власть. Почему до сих пор в Киев не приехал ни один по-настоящему крупный российский государственный деятель или дипломат? Понятное дело, Дмитрия Медведева с его комментариями на грани хамства в адрес украинских революционеров в Киев уже не пошлешь, но главе российского МИД Сергею Лаврову или хотя бы спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко самое место сейчас в украинской столице.
Ведь нет для России равной по значимости страны (кроме США и Китая), как Украина. И вот там внезапно сменился режим. Нужно срочно ехать в Киев, устанавливать контакты, осматриваться, решать, на кого мы делаем ставку при новых раскладах. Обольщать нынешних хозяев страны сладкими речами о мире и взаимовыгодном сотрудничестве. Обещать, что ни один преступник, стрелявший в собственный народ или отдававший приказы стрелять, не укроется в РФ. Лавров или Матвиенко должны посетить Институтскую или Грушевского, положить пару гвоздик на мостовую, постоять и помолчать над этими гвоздиками. Одновременно же нужно и публично (во время совместного брифинга с украинскими вождями), и непублично в ходе переговоров с теми же вождями поздравить украинский народ с началом преодоления политического кризиса, пожелать ему светлого будущего и четко сказать, что светлое будущее во многом зависит от положения российских граждан в Крыму.
Следует также дать понять новому украинскому руководству, что недопустимо пересматривать двухсторонние соглашения о статусе российской военной базы в Крыму, заявить, что условием дружественного отношения Москвы к временному украинскому правительству будет неприкосновенность российских граждан и российских военных объектов на территории Украины.
В ходе совместной плотной работы с новыми органами украинской власти у Москвы, я убежден, найдутся механизмы воздействия на того же Турчинова и новое парламентское большинство Рады. В конце концов, некоторые местные политики уже готовы признать первые резкие шаги революционных властей (в том числе и отмену статуса региональных языков) политически неверными. Надо укрепить их в этой мысли, но любые российские военные авантюры не будут способствовать осознанию Киевом своих ошибок.
Давно пора бы начать и интенсивные переговоры «Москва—ЕС». Раз уж Евросоюз заявляет о том, что по-прежнему приветствует евроинтеграцию Украины, то пусть Брюссель прикладывает усилия к недопущению на территории государства межэтнических конфликтов. Ведь вряд ли ЕС захочет принятия в свои ряды распадающейся гигантской Югославии.
Вместо осуществления комплексных мер по нормализации российско-украинских отношений Москва ведет себя так, как будто переворот произошел не у нас под боком, а где-то в Венесуэле. Посол Михаил Зурабов отозван «для консультаций» (что, как известно, является не очень дружелюбным шагом), Владимир Путин молчит, а Дмитрий Медведев, как мы уже упоминали, говорит такое, что лучше бы уж молчал.
Одновременно все федеральные кнопки, весь пропагандистский аппарат, весь наш коллективный Дмитрий Киселев работают на очернение Украины, поливают страну ушатами лжи и помоев, что только усугубляет кризис. В том числе и в Крыму: украинцы смотрят наши федеральные каналы и знают, что про них, про украинцев, говорит Киселев.
А тут еще и идиотские инициативы с мест о даче в России убежища сотрудникам ненавидимого украинцами «Беркута». Представьте себе, что сейчас мэр Львова пригласит к себе в город на ПМЖ главарей «Эмирата Кавказ»: какая у русских будет реакция?
Таким образом, для нормализации обстановки российские власти должны, во-первых, отправить в Киев Лаврова (который будет и дружелюбен, и непреклонен по части соблюдения прав русских); во-вторых, дать по губам условному Дмитрию Киселеву, который разжигает ненависть между двумя народами (и вообще прекратить любую антиукраинскую пропаганду); в-третьих, не пускать в Россию тех, кого украинцы объявили преступниками.
Размахивание же георгиевскими ленточками и милитаристский угар на санкционированных московскими властями митингах не помогают русским в Крыму, а сделают их положение еще более опасным.
Кстати, воевать-то в Крым, рисковать своей жизнью подавляющее большинство российских «ястребов» все равно не поедет.
Материал подготовили: Олег Савицкий, Александр Газов