Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, глава СБУ Валентин Наливайченко и генпрокурор Олег Махницкий дали пресс-конференцию, посвященную промежуточным итогам расследования массовых убийств в Киеве 18—20 февраля.
Аваков на встрече с журналистами подчеркнул, что расследование разделено на несколько частей. «Первая часть — это расследование убийств, которые произошли от снайперов, второе — это убийства от прямой стрельбы... скорее всего, от рук стражей порядка (имеется в виду автоматный огонь, который вели милиционеры по протестующим. — Ред.), третье — это гибель от рук «титушек» и четвертое — обстоятельства, при которых погибли правоохранители», — цитируют министра СМИ.
Что касается противоправных действий провластных наемников (так называемых титушек) во время революции, то здесь силовики располагают на данный момент наиболее полной информацией. По данным МВД, действия «титушек» и участников киевского Антимайдана координировал руководитель медиахолдинга «Контакт» Виктор Зубрицкий.
«Следствие определило ситуацию, при которой мы установили твердую связь министра внутренних дел прежнего правительства господина Захарченко с неким господином Зубрицким, который является руководителем медиахолдинга «Контакт»… Он, по сути, осуществлял всю связь и всю координацию действий «титушек», соответствующих банд, которые ассистировали органам внутренних дел в репрессивных действиях против протестующих в то время», — заявил Арсен Аваков.
По его информации, Зубрицкий координировал «титушек» в районе Михайловской площади, Мариинского парка, Крепостного переулка и в наиболее острую фазу противостояния — 19—20 февраля. «Именно через этого человека исходила координация всех вопросов, связанных с выдачей денег и распределением усилий, ключевые указания, в отношении кого уделять внимание, кто заслуживает репрессивных действий, в том числе активистов», — рассказал министр.
Зубрицкий находился в рабочем контакте с бывшим начальником ГУБОП МВД Станиславом Рогозиным и бывшим замначальника ДГСБЭП МВД Юрием Федько. В этой же рабочей схеме, как утверждает Аваков, участвовал и представитель провластного движения «Оплот» Евгений Жилин. Именно активисты «Оплота» занимались поджогами транспорта участников Автомайдана и похищениями оппозиционных активистов.
Отдельно Арсен Аваков остановился на событиях 18 февраля, когда в Киеве был убит журналист Вячеслав Веремий, а подразделения МВД предприняли попытку штурма Майдана. По данным МВД, Зубрицкий координировал работу «титушек» в ту ночь совместно с некими Чеботаревым, Саркисяном (он же Армен Горловский) и Крысиным (лидер киевского ОПГ рейдеров). Аваков утверждает, что эта группа приняла решение передислоцировать «титушек» на Михайловскую площадь, и «титушки» базировались в районе офиса депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко, которого в определенных кругах называют Юрой Енакиевским.
«Собственно, оттуда Армен Горловский выводил людей, и там же они заходили и имели себе базу. Была вооруженная группа бандитов, им выдавалось оружие, им выдавались патроны», — рассказывает Аваков.
По его словам, «особый цинизм ситуации происходил в том, что убийца Веремия, тот, кто непосредственно стрелял в него, и это видео есть, за полтора часа до убийства был на улице Богомольца, 10 (офис МВД. — Ред.) и там получал у одного из сотрудников МВД щиты, патроны и, мы думаем, оружие».
Упомянул министр внутренних дел и об арестованных накануне сотрудниках специальной роты «Беркута», так называемой черной роты, которую в Киеве прозвали «ротой смерти». Сообщается, что бойцы этого подразделения 20 февраля вели огонь из автоматов Калашникова и снайперских винтовок по участникам Майдана от расположенного рядом Октябрьского дворца. Непосредственно от их действий погибли 17 человек. Руководил этими спецназовцами в черной форме с желтыми повязками на рукавах майор Дмитрий Садовник. «Нами установлены все лица, которые принимали участие в этой операции. Степень причастности его и каждого из бойцов спецроты устанавливается», — подчеркнул Аваков. Он отметил, что из одного из автоматов, по данным экспертизы, было убито восемь человек.
О роли органов госбезопасности в тех трагических событиях говорил новый шеф СБУ Валентин Наливайченко. Он рассказал, что перед спецназом СБУ «Альфа» ставился ряд важных задач в рамках попыток подавления выступлений в Киеве. В частности, 108 вооруженных бойцов спецподразделения «Альфа» 18 февраля намеревались штурмовать Дом профсоюзов на Майдане, где размещался штаб протестующих. «Альфа», вооруженная автоматами Калашникова и снайперскими винтовками Blaser немецкого производства, высадилась на крышу Дома профсоюзов и попыталась овладеть этим ключевым объектом, но спецназовцев остановило возгорание здания, поэтому они вынуждены были отойти тем же путем, каким пришли. На следующий день, 19 февраля, в зданиях по улице Костельной, улице Крещатик, 7/11, работали снайперы — семь офицеров «Альфы». Снайперы «Альфы» продолжали действовать и 20 февраля, дополнительно выставив посты на крышах зданий правительственного квартала, утверждает глава СБУ.
«Расследованием установлены и планы, и приказы, и непосредственные исполнители», — сообщил Наливайченко. Сейчас проходят допросы руководства «Альфы», отдельных бойцов спецподразделения — они сотрудничают со следствием. Другая часть бойцов «Альфы» вместе с частью сотрудников «Беркута» покинула страну.
Также Наливайченко заявил, что с декабря 2013 года на полигоне СБУ якобы находились сотрудники ФСБ России числом 26 человек, и по приказу бывшего главы СБУ Александра Якименко им было предоставлено проживание, выделена охрана, правительственная связь. «Для нас очень важно, чтобы мы могли передать Генеральной прокуратуре мотивированные и правовые ответы Следственного комитета Российской Федерации: состав этих групп, их звания и, самое главное, что они здесь делали», — говорит Наливайченко.
Он заявляет, что «так называемая антитеррористическая операция лично была запущена на выполнение бывшим председателем СБУ Якименко 18 февраля в 23.00», и в сговоре с Якеменко действовал экс-глава МВД Виталий Захарченко, который сразу после объявления начала «антитеррористической операции» отдал приказ своим подчиненным на применение оружия.