Вертикаль власти

Сергей Пашин,

эксперт Независимого экспертно-правового совета

Судей лишают последней защиты

Судей лишают последней защиты
Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, предусматривающий создание в России дисциплинарного судебного присутствия
6 августа 2009

В конце прошлого года на Всероссийском съезде судей президент России и председатель Конституционного суда заговорили о необходимости сделать более логичным механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности за совершенные проступки.

Действующая сегодня схема, по мнению сторонников изменений, содержит противоречие: привлечением судей к ответственности занимаются квалификационные коллегии, а их решения можно обжаловать в судах общей юрисдикции. Если законопроект будет принят, судебное присутствие станет единственным местом, куда «наказанные» квалификационной комиссией судьи смогут пожаловаться. Его решение станет окончательным.

Кроме всего прочего, новый судебный орган будет рассматривать жалобы представителей Верховного и Верховного арбитражного судов России в отношении самих квалификационных комиссий в случае отказа последних в привлечении к ответственности судей. В этом случае присутствие будет вправе самостоятельно выносить решение по таким делам.

В целом по России за последние четыре года к дисциплинарной ответственности были привлечены около полутора тысяч судей, более 250 были досрочно лишены своих полномочий.

Комментирует Сергей Пашин, эксперт Независимого экспертно-правового совета 

Законопроект регулирует технические моменты в судебной системе и является антиреформаторским по своей сути. Основанная критика судопроизводства всегда заключалась в том, что председатели судов имеют власть наказывать как раз самых хороших и планомерно вычищать из судейского корпуса людей, не поддающихся коррупции. Имеющих свое мнение и ведущих себя независимо.

Теперь решения, принятые квалификационными коллегиями, будет проверяться новым органом — судебным присутствием. То есть у судей отнимают право жаловаться на решения коллегии непосредственно в суд. Им предстоит жаловаться в эту бюрократическую структуру, которую, по сути, будут формировать сами председатели Высшего и Высшего арбитражного судов. В этой структуре не будет представителей других ветвей власти, общественности. А будут это все те же судьи, насквозь преданные своим начальникам. Будет еще одна бюрократическая номенклатура. 

Это дальнейшее укрепление вертикали власти.