Служители Фемиды

Андрей Тарасов,

адвокатское бюро «Резник, Гагарин, Абушахмин и партнеры»

Судейская этика не позволяет открывать дверь ногой

Судейская этика не позволяет открывать дверь ногой
По мнению председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, критика, обрушившаяся на российских служителей Фемиды, справедлива лишь отчасти. В судейской семье, как говорится, не без урода. Но все же подавляющее большинство наших судей — порядочные люди.
12 декабря 2009

В ходе научно-практической конференции по теме «Судейская этика» председатель Московского городского суда Ольга Егорова дала оценку нынешнему состоянию судебной системы в России. 

Егорова уверена: российские судьи являются элитой юриспруденции, поэтому все обвинения в непрофессионализме, которые в последнее время стали сыпаться на них все чаще и чаще, не оправданы. Подтверждением тому, считает она, являются стабильно высокие показатели доверия общества к служителям Фемиды. 

«По Москве 99 процентов судей — это порядочные люди. По всей России их… 97 процентов», — заявила председатель Мосгорсуда. Конечно, в семье не без урода, отметила она. Но от таких «уродов» в судейском корпусе «нужно вовремя избавляться, чтобы кровь вашу не пили», — призвала Егорова, обращаясь к коллегам.

Чтобы эти слова не показались участникам и зрителям конференции слишком сладкими, Егорова поспешила добавить в бочку меда солидную ложку дегтя, отметив недостатки, которые, к сожалению, все еще тормозят работу отлаженного механизма российской судебной системы. 

Самой существенной недоработкой, считает председатель Мосгорсуда, является закрытость судов от прессы. Суды должны установить со СМИ более доверительные отношения, чем даже с прокурорами. Только так, по ее мнению, можно избежать обвинений в коррупции и зависимости судей от исполнительной власти и правоохранительных органов. «Когда немотивированно, без всяких причин журналистов в суд не пускают, они этого не понимают. А без них сказать что-то обществу о нашей работе мы не сможем. Как отзовутся о ней СМИ, зависит от вас самих», — заявила Егорова. 

В том, что российские судьи прячутся от прессы, виноваты прокуроры и следователи, которые приходят во «дворец правосудия», как к себе домой, «буквально открывают ногами двери», подчеркнула Егорова. «А потом появляются странные решения, без всяких мотивов закрываются процессы, потому что так захотел прокурор».

В качестве наглядного примера председатель Мосгорсуда вспомнила знаменитое дело «Арбат-Престижа». По ее словам, особых тайн на процессе не было, но его сделали закрытым. И как результат — пошли недомолвки, сплетни. 

Действительно, признает Егорова, прокуроры, желая скрыть свои недоработки, часто закрывают процесс от публики. Суд должен делать иначе. Он обязан быть для общества предельно открытым, чтобы у людей не возникало сомнений в беспристрастности правосудия.

«Например, сегодня адвокаты говорят, что якобы в Москве минимальный залог оценивается в десять миллионов, — рассказала Егорова. — Чтобы таких слухов не возникало, судьи должны принимать такое решение более открыто и объяснять, почему назначили ту или иную сумму». Никаких тарифов, тем более миллионных, в московских судах нет. 

Комментирует Андрей Тарасов, адвокатское бюро «Резник, Гагарин, Абушахмин и партнеры»

Возможно, прокуроры и следователи входят в суд несколько более вольготно, нежели адвокаты. Но, простите, кто создал такую атмосферу в московских судах? Сама Ольга Егорова. Если кто-то в чем-то и виноват, то прежде всего надо смотреть на себя. 

С моей точки зрения, судейский корпус формируется по принципу личной преданности, а вовсе не профессионализма. Сейчас председатель Московского городского суда говорит о том, что выносятся решения и приговоры под давлением прокурорского и следственного корпуса. Но в то же время, мы помним скандал с судьей Ольгой Кудешкиной, которая как раз и рассказывала о том, что именно председатель суда Ольга Егорова под давлением прокурора давала ей указания, что делать и какие решения выносить. 

Я привык опираться на факты. Поэтому и не верю в ее искренность. 

Сейчас делать такого рода заявления стало модно — подули другие ветра. Во главе государства другой президент. Президент, который не имеет в прошлом школы Комитета госбезопасности, который сам был преподавателем, знает университетскую среду. Сейчас демократизируют всё и вся — в том числе и «третью власть». Ольга Егорова просто вовремя учуяла этот ветер.