Елена Липцер (ч. 1)
Сегодня Президиум Верховного суда Российской Федерации рассмотрел представление председателя Верховного суда о возбуждении производства по уголовному делу в отношении Платона Лебедева ввиду новых обстоятельств. Речь идет о первом уголовном деле. И таким новым обстоятельством для возбуждения этого производства послужило решение Европейского суда по правам человека от 27 октября 2007 года, которое вступило в силу уже практически полтора года назад — 2 июня 2008 года. Почему так долго председатель Верховного суда не реагировал на этот факт — непонятно. Хотя закон его обязывает внести такое представление на рассмотрение Президиума Верховного суда.
Я напомню, что в жалобе в Европейский суд, по которой было вынесено указанное мной постановление, мы говорили только о тех нарушениях, которые были допущены в отношении господина Лебедева до вынесения приговора Мещанским судом. То есть в этой жалобе речь шла о содержании под стражей и о тех нарушениях, которые суды допускали, вынося такие решения.
Одним из решений, которое сегодня было принято Президиумом Верховного суда, стала отмена постановления Басманного районного суда города Москвы, который 3 июля 2003 года избрал Платону Лебедеву меру пресечения в виде заключения под стражей. Защита Лебедева многократно обращалась в различные инстанции, обжалуя это решение и говоря о том, что арест был незаконным в связи с тем, что на судебном заседании не присутствовали защитники господина Лебедева — подсудимый был один, что нарушало его право на защиту. Сегодня Верховный суд это признал, и данное решение было отменено.
Елена Липцер (ч. 2)
Говорить о том, что его сейчас отпустят, конечно, преждевременно. Поскольку он сейчас содержится под стражей на основании двух решений. Во-первых, он содержится под стражей как отбывающий наказание по приговору Мещанского суда (это отдельная тема для разговора, потому что была подана вторая жалоба в Европейский суд). Также он сейчас содержится под стражей на основании решения Хамовнического районного суда города Москвы о продлении срока содержания под стражей в связи с новыми обвинениями, которые сейчас рассматриваются в Хамовническом суде. Здесь мы тоже говорили о многочисленных нарушениях закона.
Я могу сказать, что сегодняшнее решение — первое для нас знаковое решение, когда Верховный суд признал нарушение прав Лебедева. После прочтения и внимательного изучения этого постановления мы оценим, каким образом сможем использовать это решение в дальнейшем при своих обращениях, в том числе и в тот же Верховный суд.
Пока принято решение только по этой первой жалобе господина Лебедева. Сейчас в Европейском суде по правам человека находятся еще две его жалобы. Основная из них, конечно, жалоба, в которой мы ставим вопрос о несправедливом судебном разбирательстве в отношении него, когда был вынесен приговор Мещанского суда. Там много доводов о нарушении права на защиту. И эта жалоба в ближайшее время должна быть уже рассмотрена Европейским судом, поскольку по ней коммуникации закончены уже два года назад. У Европейского суда было достаточно времени для того, чтобы разобраться во всех доводах и приступить уже к вынесению решения по ней.
Также в Европейском суде находится и третья жалоба господина Лебедева, которая относится уже к тем нарушениям, которые имели место после его перевода в Читу, где были предъявлены новые обвинения по новому уголовному делу. Мы считаем, что грубейшим образом были нарушены права на защиту, поскольку это уголовное дело было возбуждено еще в декабре 2004 года, а обвинения по нему были предъявлены в 2007 году. То есть фактически больше двух лет господин Лебедев не знал точно, в чем он обвиняется.
Елена Липцер (ч. 3)
У Михаила Ходорковского также находятся в Европейском суде три жалобы. И по первой жалобе в отличие от Лебедева еще решение не принято. Оно также ожидается в ближайшее время. Там тоже ставится вопрос о незаконности содержания под стражей.
Но любое решение Европейского суда в отношении конкретного заявителя является основанием для возбуждения производства по уголовному делу по новым обстоятельствам. Это написано в Уголовно-процессуальном законе. Поэтому это обязанность председателя Верховного суда ввиду новых обстоятельств возбудить производство по делу. В том числе по делу Ходорковского, когда будет принято решение Европейским судом, если будут признаны нарушения его прав.
Здесь важным является то, что решение Европейского суда заставляет, прямо обязывает председателя Верховного суда вносить представление на рассмотрение Президиума Верховного суда. То есть хочет или не хочет Верховный суд, но он обязан будет рассмотреть эти нарушения, о которых идет речь в жалобе.