Дело ЮКОСа

Вадим КЛЮВГАНТ,

адвокат Михаила Ходорковского

ОНИ СВОБОДНЕЕ СВОИХ ТЮРЕМЩИКОВ

ОНИ СВОБОДНЕЕ СВОИХ ТЮРЕМЩИКОВ
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев поздравляют всех с Новым годом.
29 декабря 2009

С Новым годом!

С Новым годом!

Михаил Борисович Ходорковский и Платон Леонидович Лебедев, поскольку у них, к сожалению, нет возможности обратиться ко всем напрямую, просили меня всех поздравить с наступающим Новым годом. Просили поблагодарить читателей и посетителей сайта «Особая буква», поблагодарить всех их сторонников и даже не очень сторонников, всех, кому интересна их судьба. 

Они говорят о том, что жизнь продолжается. Жизнь будет продолжаться вопреки тем, кто хочет ее остановить. Они говорят о том, что мы свободные люди. Показывают пример, как можно и нужно быть свободными людьми вне зависимости от обстоятельств. 

К свободным людям приходит и счастье, и удача. Нужно только уметь это увидеть и дождаться. Поэтому — всех с наступающим Новым годом! Всего самого наилучшего в семьях, в делах, ну и в жизни вообще.

Иногда мы даже сочувствуем прокурорам

Иногда мы даже сочувствуем прокурорам

Если кто-то помнит, я в начале процесса говорил о том, что свою главную задачу сторона защиты видит в том, чтобы не оставить никакой законной возможности вынести обвинительное решение по этому делу. Над решением этой задачи мы работали целый год. Я не хочу показаться нескромным, но думаю, что мы в значительной степени продвинулись и в значительной степени добились выполнения этой задачи. 

Это тоже проявление свободы: и профессиональной, и человеческой. Можно, конечно, посочувствовать нашим оппонентам, когда они очень сильно нервничают от того, что сами это чувствуют. 

Можно порадоваться за председательствующего судью, который к концу года стал значительно жестче относиться к бессмысленным, глупым и провокационным вопросам, которые задают обвинители свидетелям, приходящим как свидетели обвинения, а на самом деле как свидетели защиты по существу. Он стал снимать больше вопросов, стал обрывать, призывать прокуроров как-то быть более адекватными. Вот на самом деле это все — если так по сути посмотреть, — тоже проявление большей свободы, большей раскрепощенности. И это не может не радовать. 

Поэтому я думаю, что пусть никаких революционных изменений, которых мы все ждем, хотим и добиваемся, не произошло, но шаг к ним, несомненно, сделан. И мы будем дальше делать эти шаги — столько, сколько понадобится. Чтобы достичь не только локальной цели, но и главной: чтобы люди, достойные другой участи, для начала оказались на свободе в узком смысле этого слова. Потому что в широком смысле этого слова они гораздо свободнее, чем их преследователи — все в совокупности вместе взятые.

Новый год начнется по-деловому

Новый год начнется по-деловому

Если говорить о каких-то более конкретных итогах завершающегося года, то у нас уже пошел четвертый десяток свидетелей. У всех этих свидетелей при всех их различиях, при всем их разном отношении к Ходорковскому, к Лебедеву, ко всему этому делу вообще, при всей разной их степени осведомленности есть одно общее — они все опровергли (как минимум не подтвердили) то, что написано в обвинении. 

Кто-то это сделал сознательно, понимая так ситуацию и сообщая то, что он знает. Кто-то это сделал вопреки своему желанию, потому что по-прежнему горит желанием мести или какой-то неприязни. 

Это было заметно. Например, последний свидетель 2009 года — пожилой человек, профессиональный нефтяник. На любой вопрос он отвечал одинаково искренне, но видно было, что он делал это без удовольствия, потому что эти вопросы были не совсем адекватны и не всегда имели смысл под собой. 

А вот когда он отвечал на вопросы Михаила Борисовича и Платона Леонидовича, человек светился, искренне рассказывал то, что составляло его работу, чем он занимался. Занимался он этим под руководством этих людей, и ему нечего стыдиться. Это было совершенно очевидно. 

Другие люди говорили по-другому, с другими эмоциями. Но всех их, еще раз повторю, объединяет одно: они все опровергают предъявленное обвинение. Следующий год, я думаю, начнется с какого-то еще свидетеля, потому что в списке у обвинения их 250, а прошло только более тридцати. 

Это что касается Хамовнического суда. 

В других судах будут тоже разные истории. Например, 14 января, то есть почти сразу после возобновления деловой жизни, в Европейском суде по правам человека будет рассмотрение корпоративной жалобы ЮКОСа. Об этом много писалось и говорилось. Это очень серьезная жалоба, и очень много вокруг нее эмоций и ожиданий самых различных. 

Поэтому год начнется по-деловому. А дальше уже будем обсуждать результаты этих событий.

Жизнь продолжается

Жизнь продолжается

Я не хочу говорить штампами, что уходящий год был непростой, что хочется, чтобы он был попроще. Не будет попроще. Но главное, что и этот, и следующий год будут наверняка насыщены событиями и будет о чем поговорить, что обсудить и что подытожить. 

Жизнь тем не менее продолжается. Вопреки, еще раз говорю, всему. Она продолжается во всех аспектах. Михаил Борисович Ходорковский под конец 2009 года стал дедушкой — у него родилась замечательная внучка. А папа Михаила Борисовича Борис Моисеевич Ходорковский примеривает на себя статус прадедушки. Он как-то оказался не совсем к этому готов — это для него очень приятный, но сюрприз. Там растет новый человечек, новая жизнь. И эта новая жизнь вливается в большую семью. 

Пусть они все будут счастливы. Мы вместе им все это пожелаем. 

С Новым годом! Всего доброго!