Дело ЮКОСа

Федор СУХОВ,

обозреватель «Особой буквы»

МОСКВА ОПЯТЬ БЕРЕТ БОЛЬНИЧНЫЙ

МОСКВА ОПЯТЬ БЕРЕТ БОЛЬНИЧНЫЙ
Сегодняшнее рассмотрение дела ЮКОСа в Европейском суде по правам человека перенесено на 4 марта.
14 января 2010
За два дня до намеченных на 14 января слушаний из Москвы в Страсбург пришло сообщение, что ни судья Евросуда от России Андрей Бушев, ни представитель правительства России Георгий Матюшкин на заседании не появятся.

Рассмотрение дела ЮКОСа в Европейском суде по правам человека в Страсбурге в очередной раз отложено по вине нашей страны. Причины называются самые разные: на работе у Андрея Бушева (кафедра коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета) журналистам то говорили, что он на больничном, то просили послать ему электронное письмо с запросом об интервью. Состояние здоровья судьи так и осталось невыясненным.

Ну, Георгий Матюшкин-то точно не болен: 12 января его видели в Государственной думе. А 15 января он опять должен там появиться — нижняя палата парламента рассмотрит вопрос о ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

14-й протокол, как уверены многие наблюдатели, был поставлен на ратификацию в Госдуму 15 января не случайно: таким шагом Москва хотела намекнуть Страсбургу, что от его отношения к России в деле ЮКОСа будет зависеть, насколько благожелательно депутаты отнесутся к документу, значительно упрощающему деятельность Евросуда. Конечно, прямо на виду у публики торговля не велась: официально какая-либо связь между ратификацией 14-го протокола и делом ЮКОСа отрицалась. Но в кулуарах практически все чиновники подчеркивали: взаимоотношения России с Евросудом сейчас полностью зависят от того, как Страсбург поведет себя в этом деле.

Для наших властей признание Евросудом приемлемости иска ЮКОСа против России стало серьезным ударом. Ведь даже в заявлении о приемлемости перечислено достаточно много пунктов, по которым, как полагают эксперты, российским чиновникам просто нечего ответить на обвинения разоренной нефтяной компании.

Полномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах Михаил БАРЩЕВСКИЙПолномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах Михаил БАРЩЕВСКИЙ:

— Как я пониманию, истцы будут настаивать на том, что это уникальный случай. Тогда как Россия будет настаивать, что подобные меры применялись не только к ЮКОСу, но и к другим компаниям, которые допускали вольности при исполнении налоговых обязательств.

Радиостанция «Эхо Москвы»

Представители ЮКОСа обвинили Россию в нарушении нескольких статей Европейской конвенции по правам человека. В частности, в том, что право на справедливое судебное разбирательство в этом деле было нарушено, а также в том, что власти не выполнили своих обязательств уважать права человека, нарушили право руководства ЮКОСа на эффективное средство правовой защиты, допустили явную дискриминацию (то есть предъявили ЮКОСу беспрецедентные требования) и отняли собственность.

Сумма иска поистине огромна — почти сто миллиардов долларов.

Неудивительно, что наши власти весь прошедший год старались от суда отвертеться. Сначала пытались доказать, что иск неправомерен в принципе, поскольку компании уже не существует. Суд счел этот аргумент неверным. Тогда стали вместо Пирса Гартнера, представляющего компанию, подсовывать Страсбургу последнего управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна. Но и этот прием не прошел — суд знал, что именно Ребгун банкротил ЮКОС по указанию властей.

И тут как последний способ началась чехарда с судьями от России. Анатолий Ковлер взял самоотвод, назначенный вместо него Валерий Мусин регулярно не приезжал на обсуждение дела «по болезни», а потом вдруг перешел на работу в Газпром. Наконец после долгих проволочек был назначен еще один временный судья из «питерских юристов» — Андрей Бушев. Теперь и он тоже вроде как болеет…

Впрочем, у представителей российского правительства в Страсбурге тоже сложная судьба. Нынешний, Георгий Матюшкин, — лицо сравнительно новое. Но ведет себя осторожно — его предшественники потеряли пост именно из-за того, что не смогли предотвратить рассмотрения дела ЮКОСа Евросудом.

Могу предположить, что сделать этого не смог бы никто. Уж слишком решительно настроен Страсбург. И Москва, похоже, это почувствовала — во всяком случае, кадровые перестановки представителей закончились. Но попытки повлиять на решение европейских судей, а лучше вообще заблокировать рассмотрение дела продолжаются. Свидетельство тому — очередной перенос заседания. Видимо, сторговаться по злополучному 14-му протоколу пока не удается.

Судя по всему, завтра Госдума должна была его ратифицировать — в обмен на смягчение решения по ЮКОСу. Но европейские стратеги уже знают, с каким противником имеют дело, и держат ухо востро. И поставили Москву в неловкое положение: вроде бы надо ратифицировать 14-й протокол, и все к этому готово… Но рассмотрение дела ЮКОСа вдруг отодвигается. России, вероятно, придется тоже перенести ратификацию, которой ждет чуть ли не весь цивилизованный мир. И тогда тайное станет явным: торговля ведется. Причем, торгуется именно Россия, а вовсе не Европа.

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что одни и те же люди в российской власти добиваются и повторной посадки Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, и оттягивают решение Страсбурга по ЮКОСу. На кону астрономическая сумма. Но им бы не забывать, что дело не только в деньгах — они торгуют и репутацией страны. Невозможно долго прикидываться больным — когда в липовые больничные перестают верить, члена коллектива попросту увольняют под благовидным предлогом.

Месяц назад Дмитрий Медведев пообещал свежеизбранному генеральному секретарю Совета Европы Турбъорну Ягланду, что 14-й протокол будет Думой ратифицирован.К сожалению, президент не уточнил, когда именно.