Вениамин Яковлев, член «совета мудрецов» Европейского суда
Произошло крупное событие — ратификация Российской Федерацией 14-го протокола Европейской конвенции о защите прав человека. Россия три года препятствовала вступлению в действие этого протокола — сейчас это препятствие снято. Следовательно, я думаю, что Европейский суд сейчас двинется активно вперед по пути совершенствования своей деятельности. Он перегружен. Теперь у него есть известная возможность разгрузки. Но 14-й протокол решит далеко не все проблемы деятельности Европейского суда.
Мне пришлось весь 2006 год работать в составе так называемых групп мудрецов. Одиннадцать опытнейших юристов Европы думали над тем, какие после вступления в действие 14-го протокола предпринять дальнейшие шаги по усовершенствованию работы Европейского суда, у которого одна главная проблема: он страшно перегружен.
Я думаю, что «группа мудрецов» наметила такой стратегический путь совершенствования суда: он состоит главным образом в том, чтобы Страсбургский суд стал по-настоящему центром национальных судебных систем по толкованию и применению Европейской конвенции.
Если это произойдет — а это происходит на деле, — то, конечно, эффективность Европейского суда резко возрастет. Не за счет количества дел, которые он рассматривает, а за счет того, что национальные судебные системы, восприняв позиции Европейского суда, будут эффективно работать по применению конвенции.
__________________________________________________
«Особая буква» не раз поднимала тему пресловутого 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Подробнее о причинах, по которым Российская Федерация тормозила его ратификацию, читайте в статье французского доктора права Карин Беше-Головко «Протоколы российских мудрецов», а также в материале нашего обозревателя Федора Сухова «Москва опять берет больничный».