Дело ЮКОСа

Федор СУХОВ,

обозреватель «Особой буквы»

ЕВРОСУД УДАЛИЛСЯ НА СОВЕЩАНИЕ

ЕВРОСУД УДАЛИЛСЯ НА СОВЕЩАНИЕ
В Страсбурге прошло заседание Европейского суда по правам человека «ЮКОС против России».
5 марта 2010
Сумма иска поистине астрономическая — 98 млрд долларов. Если Россию заставят выплатить даже ее часть, нам всем придется потуже затянуть пояса. Но вряд ли в этом виноваты владельцы ЮКОСа — они давно не у дел. Тогда кто?

В Москве этого события ждали с большой нервозностью и пытались отодвинуть самыми разными способами. Однако случилось невероятное: в Европейском суде по правам человека в Страсбурге состоялось рассмотрение по существу «дела ЮКОСа». И хотя по традиции дело называется «Нефтяная компания «ЮКОС» против России», любому понятно, что акционеры ЮКОСа судятся с российской властью, а не со всей страной.

Первым слово получил Пирс Гарднер ash; адвокат, представляющий интересы акционеров компании. Он и изложил суть иска:

- ЮКОСу были предъявлены беспрецедентные и необоснованные налоговые претензии, но расплатиться даже по этим претензиям компании попросту не дали;

- банкротили ЮКОС насильственно, и права его акционеров и кредиторов были грубейшим образом нарушены, в том числе и права человека.

Среди этих нарушений:

- отказ в праве на справедливое судебное разбирательство;

- отказ в праве на эффективное средство правовой защиты;

- явная дискриминация (то есть те самые уникальные налоговые требования);

- отъем собственности.

Похоже, что адвокатам-британцам доверяют не только акционеры ЮКОСа. И хотя защитников России целых два десятка, возглавляет эту внушительную команду вовсе не замминистра юстиции РФ и он же — официальный представитель России в Европейском суде Георгий Матюшкин. Реально главным своим адвокатом Москва сделала Майкла Свэйнстона.

Мистер Свэйнстон давно и глубоко вовлечен в судебные разбирательства, касающиеся России, всего пространства СНГ и отдельных персон, на этом пространстве известных. В свое время он помогал Роману Абрамовичу выиграть суд против компании «Югранефть». Авторитетный адвокат участвовал в спорах о собственности на Украине и учреждал Англо-Казахское юридическое общество. Коллеги Майкла Свэйнстона по фирме Brick Court Chambers Barristers также оказывали Роману Абрамовичу юридические услуги, и можно сказать, что как у бизнесменов, близких к Кремлю, так и у самого Кремля эта фирма имеет репутацию проверенной. По крайней мере в «деле ЮКОСа» на стороне Москвы участвуют как минимум трое ее сотрудников.

И все же первым из нашей адвокатской команды к микрофону подошел Георгий Матюшкин — скорее, впрочем, как российский чиновник, которому было поручено донести до евросудей позицию своего правительства. В бумаге, которую зачитал замминистра юстиции РФ, значилось следующее:

- дело должно быть снято с рассмотрения, поскольку российские суды все решили правильно;

- ЮКОС как компания не существует;

Пирс Гарднер неизвестно кого представляет.

Труд доказывать и разъяснять все эти доводы Георгий Матюшкин оставил Майклу Свэйнстону.

Для начала адвокат повторил доводы своего высокопоставленного коллеги: дело нужно прекратить по причине того, что в нем непонятно, кто же является жертвой. ЮКОСа больше нет, и кто уполномочил Пирса Гарднера представлять свои интересы — непонятно. И вообще, ЮКОС только и делал, что уходил от уплаты налогов за продаваемую им нефть, а российская власть только всего-то и хотела, что эти налоги получить. На основании этих доводов Майкл Свэйнстон тоже потребовал закрыть дело или передать его на рассмотрение Большой палаты Европейского суда.

Наблюдавшим за слушаниями было ясно, что ни закрывать дело, ни отдавать его на рассмотрение Большой палаты судьи Евросуда не будут. Выслушав обоих юристов, судья Христос Розакис разрешил своим коллегам задать сторонам вопросы, получил ответы обоих британцев, после чего заявил, что заседание закрыто и суд приступает к выработке решения. По оценкам специалистов, этот процесс может занять около полугода, но теперь хотя бы понятно: «дело ЮКОСа» в Страсбурге вошло в свою финальную стадию.

Этому обстоятельству рады и Пирс Гарднер, и проведшие вместе с ним видео-пресс-конференцию топ-менеджеры ЮКОСа Стивен Тиди, Брюс Мизамор и Юрий Бейлин. Бывшие руководители нефтяного гиганта говорят, что для них было с самого начала ясно: компанию банкротили и отнимали несправедливо, и именно справедливости они добиваются в Страсбурге.

Между тем адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, новое дело против которых сейчас рассматривается в Хамовническом суде, внимательно проанализировали то, что говорили на суде в Страсбурге представители России. Если Георгий Матюшкин и его советники-юристы будут настаивать на том, что ЮКОС, продавая нефть, недоплачивал налоги, то вся позиция обвинения, настаивающего на том, что хозяева ЮКОСа всю добытую нефть украли, рассыпается в прах — с краденого налогов не платят вообще.

Похоже, российская власть всех нас загнала в финансовую яму.