Ольга Кудешкина безрезультатно пыталась добиться восстановления своих полномочий через российские суды, после чего приняла решение обратиться в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ вынес решение в пользу экс-судьи, признав решение о прекращении ее полномочий слишком суровой дисциплинарной мерой и постановив восстановить Кудешкину в должности и выплатить ей в качестве компенсации 10 тыс. евро.
Несмотря на решение Европейского суда и решение Конституционного суда России, предписывающее в обязательном порядке исполнять все решения ЕСПЧ, Верховный суд страны самовольно принял решение выполнить только одну часть постановления по Ольге Кудешкиной — выплатить экс-судье компенсацию, но в восстановлении полномочий ей отказали.
Ольга Кудешкина намерена оспаривать отказ от выполнения решения ЕСПЧ в кабинете министров Совета Европы.
Комментирует Карина Москаленко, адвокат Ольги Кудешкиной, руководитель Центра содействия международной защите
Решение Верховного суда России — демонстрация презрения в отношении решения Европейского суда по делу Ольги Кудешкиной. Российская сторона указывает, что ЕСПЧ не рассматривал каких-то процессуальных огрехов решения 2004 года о лишении судьи Кудешкиной полномочий. При этом ВС не замечает, что Страсбургский суд признал более серьезное нарушение в деле Ольги Кудешкиной и постановил восстановить экс-судью в правах.
Так как решение ЕСПЧ по делу Ольги Кудешкиной пока не выполнено, мы намерены обратиться в комитет министров Совета Европы, который жестко отслеживает исполнение государством как обязательств по Конвенции по правам человека, так и всех решений Европейского суда в полной мере. То есть не только в части выплат назначенных компенсаций, как это порой бывает с делами граждан России, но и в восстановлении нарушенных прав.
Поведение Верховного суда России говорит о паническом страхе того, что прецедент с восстановлением полномочий судьи через Европейский суд придаст смелость всем российским судьям в отстаивании их прав на независимое принятие решений и независимое высказывание своего мнения.
Мы видим, что к нам пошли судьи, которые намерены доказать свою независимость через Европейский суд. Процесс, похоже, не остановить.