Дело ЮКОСа

Юрий ШМИДТ,

адвокат Михаила Ходорковского

ПОЧЕМУ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ НЕ СТАЛ ПОЛИТЭМИГРАНТОМ

ПОЧЕМУ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ НЕ СТАЛ ПОЛИТЭМИГРАНТОМ
3 марта «Независимая газета» опубликовала статью Михаила Ходорковского «Узаконенное насилие». Прокуратура пытается найти в ней признаки экстремизма.
5 апреля 2010
Находясь в заключении, Михаил Ходорковский столкнулся с изнанкой нашей правоохранительной системы, которая по своей сути является карающей. Вне зависимости от того, виновен человек, попавший в ее жернова, или нет.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 1)

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 1)

Примерно месяц назад Михаил Борисович Ходорковский опубликовал в «Независимой газете» статью, в которой он, по сути, дает свою оценку всей правоохранительной системе Российской Федерации, начиная со стадии предварительного следствия и до следственной проверки и включая отбытие наказания. Оценка эта, скажем прямо, нелицеприятная. Он называет все это конвейером, который переламывает и перемалывает личность. И приводит примеры, которые ему хорошо известны и на собственном печальном опыте, и по многим людям, с которыми ему приходилось отбывать наказание и пересекаться как в следственных изоляторах, так и в исправительных колониях.

Статья эта выстраданная, глубоко прочувствованная. И самое главное, что она фиксирует неизменность этой системы ломки человека вне зависимости от того, как меняется погода на дворе, как меняется власть, как приходит новые лица во власть.

И это вполне совпадает с моими наблюдениями — человека, который почти полсотни лет работает адвокатом. Я начинал работать еще в хрущевские времена. Работал весь период так называемого застоя. И знаю, что, какие бы телодвижения ни делались наверху в плане либерализации, модернизации, гуманизации этой системы, она сама себя воспроизводит. Она обладает огромным запасом инерции, для преодоления которой нужны титанические усилия. Удастся ли это сделать президенту Медведеву, который заявил, что он хочет эту систему изменить, я не знаю. Но искренне желаю ему успеха.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 2)

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 2)

Вчера мне стало известно, что депутат Государственной думы Федерального собрания господин Абельцев обратился в генеральную прокуратуру с заявлением, в котором он просил проверить статью Ходорковского на предмет содержание в нем признаков экстремизма.

Депутат Абельцев — фигура известная. Мне даже не хочется давать собственную оценку этому депутату. Потому что лучше всего о нем высказался известный писатель-сатирик Виктор Шендерович. И с его оценкой я могу только солидаризироваться. Я вспоминаю немало перлов, исходивших от депутата Абельцева, которые средства массовой информации любезно доводили до сведения общественности.

Особенно мне запомнилось, как он просил и предлагал восстановить памятник Дзержинскому на Лубянской площади, утверждая, что в нашей стране необходим символ правопорядка. И, с его точки зрения, памятник Дзержинскому и сама по себе фигура Дзержинского могли символизировать этот правопорядок. Если Дзержинский и военный коммунизм символизируют правопорядок, то тогда от господина Абельцева можно ждать всего что угодно. И его заявление в отношении Ходорковского — просто детские шалости.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 3)

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 3)

Если забыть об эскападе господина Абельцева и оценить статью Ходорковского... Действительно, скажем, не Абельцев, а кто-то поавторитетней и с более высоким интеллектом… Хотя трудно представить, чтобы человек с более высоким интеллектом способен был обратиться с подобным заявлением, но если сделать такое допущение и попытаться оценить статью Ходорковского сквозь призму того, действительно имеются ли в ней признаки экстремизма, то, разумеется, никакого экстремизма в ней нет. И я даже не хочу оперировать в ней чисто юридическими терминами. В ней есть констатация факта.

Если любую критическую статью, посвященную тем или иным аспектам нашей действительности, расценивать как статью экстремистскую, то мы очень далеко зайдем. Это убьет всякую критику.

Господину Абельцеву нравится все, что происходит в нашей стране. Ходорковскому нравится не все. Могу от себя добавить, что мне тоже нравится далеко не все. И в своих собственных выступлениях я позволял и позволяю себе критику и отдельных частей системы, и системы режима, правящего в нашей стране целиком, не считая это никаким экстремизмом, потому что ни отдельные звенья системы, звенья правящего режима, ни весь режим в целом — это не есть Россия. И отождествлять его со всей страной ни в коем случае не следует.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 4)

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского (ч. 4)