Права человека

Леонид Головко,

доктор юридических наук

Требуются юристы для временной работы в Страсбурге

Требуются юристы для временной работы в Страсбурге
Российский Минюст ищет юристов, которые смогли бы защитить интересы государства в Европейском суде по правам человека.
28 мая 2010
Граждане России жалуются в ЕСПЧ на пытки в отделениях милиции, отсутствие медицинской помощи и плохие условиях содержания в СИЗО. Большое количество жалоб приходит с Северного Кавказа в связи с регулярным исчезновением людей. Поступают в Европейский суд обращения и от других категорий граждан, включая шахтеров и офицеров Российской армии.
ЕСПЧ в глазах россиян продолжает оставаться судебной инстанцией, в которой их обращения рассматриваются непредвзято.

Сегодня треть из общего числа жалоб, направляемых в Страсбургский суд, приходит из России. И государство довольно часто проигрывает по поданным искам. По мнению адвокатов, отстаивающих интересы россиян в ЕСПЧ, плохая для страны статистика обусловлена в некоторой степени и низким уровнем подготовки адвокатов, представляющих интересы России, которые не могут грамотно донести свою позицию до суда. В результате на выплаты по проигранным искам из российского бюджета уходят миллионы евро.

Российские чиновники решили, что легче принять на работу специалистов, которые смогут за миллионы рублей грамотно представлять интересы государства в Европейском суде, чем платить по проигранным искам те же миллионы, но уже в валюте.

Поэтому Минюст России объявил конкурс на занятие двух должностей: специалистов в области уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений, которым предстоит заняться отстаиванием позиции государства в ЕСПЧ. Контракт рассчитан на шесть месяцев. Оплата труда каждого специалиста составит 7,5 млн рублей.

Комментирует Леонид Головко, доктор юридических наук, профессор МГУ

Отправка в Страсбург двух человек, которые бы смогли профессионально решить проблему защиты интересов России, — абсурд. Это чья-то частная инициатива. Деньги, потраченные на таких специалистов, вылетят в трубу. Налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Отобраны эти люди будут из числа родственников или знакомых чиновников, ответственных за мероприятие.

Россия проигрывает в Страсбурге так много дел не из-за того, что защитникам государства не хватает профессионализма. Для всех очевидно, что в России права человека не соблюдаются и дела в ЕСПЧ проигрываются справедливо. Наивно полагать, что дела можно выигрывать с помощью процессуальных методов, подготовив правильно документы, какое-то более искусное ходатайство. То есть каким бы профессионалом ни был юрист, если есть вопиющие факты против государства, Страсбургский суд вынесет решение в пользу истца.

Два юриста, направленных в Страсбург для защиты интересов государства, ситуацию с правами человека в России не решат, а значит, количество проигранных исков существенно не изменится.

Непрофессионализм среди юристов, в том числе и работающих в Европейском суде, конечно, существует. Степень интегрированности российского права в европейское правовое пространство чрезвычайно невелика, в том числе по историческим причинам — наша страна была несколько десятилетий отрезана от общемировой правовой системы.

Подготовка профессионалов по России в настоящее время низка. Это проблема всех сфер нашей жизни, а не только работы юристов от государства в Европейском суде. Менять подготовку юристов нужно не для того, чтобы они смогли в Страсбурге сделать из черного белое и наоборот, а для того, чтобы они научились соблюдать права человека, будучи иначе подготовленными внутри страны. Тогда и в ЕСПЧ все будет в порядке.