Санкции

Людмила Алексеева,

председатель Московской Хельсинкской группы

В «черный список» за Магнитского

В «черный список» за Магнитского
Конгресс США приступил к рассмотрению проекта закона, запрещающего въезд в страну всем фигурантам дела о смерти Сергея Магнитского.
1 октября 2010
Против российских чиновников, причастных к делу юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, США могут применить визовые и экономические санкции. Если Конгресс одобрит законопроект, то их финансовые активы будут заморожены, а действующие документы, дающие право въезжать на территорию Соединенных Штатов, аннулированы.

 

Обвиняемый в уклонении от уплаты налогов Сергей Магнитский скончался в следственном изоляторе «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. 1 апреля в Следственный комитет при прокуратуре поступило обращение председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой о привлечении к уголовной ответственности сотрудников МВД, которые расследовали дело Магнитского. Уголовное дело было возбуждено в отношении следователей и других сотрудников Следственного комитета при МВД России. Позже его прекратили, но затем снова возобновили.

Законопроект был внесен на днях демократами — сенатором Бенджамином Кардином и членом палаты представителей Джеймсом Макговерном. По их словам, вышеназванные санкции и ограничения будут сняты, как только российское правосудие установит виновных в гибели юриста и привлечет их к ответственности.

— Спустя почти год после гибели Сергея основные фигуранты этого преступления продолжают занимать государственные посты в России. Стало очевидным, что, если мы хотим добиться хоть какой-то справедливости в этом деле, мы должны предпринять свои собственные меры в США, — пояснил свою позицию сенатор Кардин.

Глава Hermitage Capital Ульям Браудер заявил, что «законодательное оформление инициативы по запрету на въезд в США представляет собой еще один шаг, свидетельствующий о решимости американских сенаторов и конгрессменов активно поддерживать борьбу против коррупции в российских правоохранительных органах».

Следственный комитет при прокуратуре РФ ранее заявил, что намерен задействовать иностранные государства в расследовании обстоятельств смерти Сергея Магнитского. Такое решение было принято в связи огромным общественным резонансом, который вызвала эта трагедия, — в том числе и на Западе. Кроме того, многие свидетели по делу в настоящий момент пребывают за рубежом.

Хотя правоохранительные органы сочли врачей СИЗО невиновными в смерти юриста, расследование все же было решено продлить. Сейчас сотрудники СКП намерены установить, должны ли были следователи МВД направить Магнитского из следственного изолятора в гражданскую больницу.

В поданном на рассмотрение американского Конгресса законопроекте центральное место занимает список персон нон-грата, в котором фигурируют имена более 60 российских чиновников, так или иначе причастных к делу юриста Hermitage Capital. Возглавляет его руководитель Следственного комитета МВД Алексей Аничин, которого Дмитрий Медведев своим указом в январе прошлого года сделал заместителем министра внутренних дел. Аничин был назначен на должность главы Следственного комитета при МВД России в 2006 году тогдашним президентом страны Владимиром Путиным, с которым они вместе учились на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Также в списке сенатора Кардина оказались заместитель генерального прокурора России Виктор Грин и заместитель главы Департамента по экономической безопасности ФСБ Виктор Воронин. Кроме того, в него попал подполковник ГУВД Москвы, сотрудник Департамента экономической безопасности МВД Артем Кузнецов, который вел дело Магнитского. Фигурирует в списке и майор Павел Карпов, работающий в Следственном комитете при МВД.

Официальные представители российской власти негативно восприняли инициативу американских законодателей. «Это дело исключительно внутрироссийское, следователи работают в интересах наших граждан, — прокомментировал новость председатель Комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев. — А подобная инициатива создает избыточное давление на следствие, нецелесообразна и порочит нашу правоохранительную систему».

Как бы то ни было, но возможность введения аналогичных санкций сейчас рассматривают Великобритания и Польша. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский подчеркнул, что история Магнитского не может оставить международное сообщество равнодушным. Примечательно, что если Варшава поместит эти 60 человек в «черный список», то они не смогут въехать не только в Польшу, но и во все 24 страны Шенгенской зоны.

Часть аналитиков полагают, что у законопроекта мало шансов получить одобрение Конгресса — подобные действия могут рассматриваться как откровенно недружественные в отношении фигурантов списка, поскольку принятие любых санкций против этих людей носит характер внесудебной расправы. К тому же некоторые эксперты полагают, что дело Магнитского требует в первую очередь юридической оценки — тем более что Европейская конвенция гарантирует каждому справедливое судебное разбирательство.

Комментирует Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы

Идея подобной меры родилась в США не вчера и не вдруг. Сенаторы внесли в парламент документ достаточно давно. Просто сейчас подошло время его рассмотрения.

Мы, правозащитники, приложили немало усилий для того, чтобы случай с Сергеем Магнитским получил широкий общественный резонанс, и полагаем, что решение сенатора Кардина обсудить введение санкций против российских чиновников было принято в том числе и благодаря нашим стараниям.

Если российские власти, российское правосудие не хотят разбираться в ситуации — пусть виновных накажет международная общественность. В случае если подобное решение будет принято американскими парламентариями, Россия окажется на одном уровне с Белоруссией, чиновникам которой несколько лет назад был запрещен въезд в Евросоюз. А Белоруссию на Западе считают откровенно диктаторским государством.

Вот такой позор, возможно, ждет нашу страну.