Бывший сокамерник Ходорковского признался, что его использовали для дискредитации экс-главы ЮКОСа

Комментирует Александр Асмолов,

психолог

Сокамерный театр

Сокамерный театр
Как сообщила «Газета.Ru», бывший заключенный Краснокаменской колонии Александр Кучма, ранее заявлявший о домогательствах со стороны отбывавшего там же наказание Михаила Ходорковского, заявил, что он оговорил экс-главу ЮКОСа под давлением.
16 мая 2011
Никаких домогательств, по словам Кучмы, со стороны Михаила Ходорковского не было. А все подписанные им для суда бумаги против опального олигарха были фальсификацией. Первоначально бывший заключенный Краснокаменской колонии собирался дать интервью за деньги, но потом отказался от этих требований.

Александр Кучма, бывший сокамерник Ходорковского

Александр Кучма, бывший сокамерник Ходорковского

Видео взято с сайта «Газета.Ru»

Напомним, что Александр Кучма напал на Михаила Ходорковского с ножом якобы из-за сексуальных домогательств последнего. Затем против экс-владельца ЮКОСа был подан судебный иск, широко освещавшийся государственными СМИ. Эта скандальная история сыграла свою роль в том, что Михаилу Ходорковскому отказали в условно-досрочном освобождении.

Осужденный в конце 2004 года Кучма после освобождения из колонии устроился работать сварщиком. В интервью «Газете.Ru» он утверждает, что «резал Ходорковского не по своей воле. И… в суд… на него не подавал». А также не пописывал документов против своего сокамерника — как раз тех, которые суд потом рассматривал от его имени.

Кто «давил» на него, заставляя оговаривать опального олигарха, Кучма не рассказал. При этом бывший зэк уверен, что бывшего владельца ЮКОСа хотели «облить грязью».

Версию о домогательствах МБХ первым озвучил экс-глава ФСИН Юрий Калинин. Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт, который верит откровениям Кучмы, но боится, что власти могут обвинить защиту в подкупе свидетеля, полагает, что как раз на уровне ФСИН (если не выше) могло быть принято решение о дискредитации его подзащитного с помощью его сокамерника.

Известный психолог Александр Асмолов, согласившийся прокомментировать для «Особой буквы» откровения Александра Кучмы, выделил два аспекта случившегося.

Эксперт считает совершенно логичным соединить признание помощницы главы Хамовнического суда Натальи Васильевой о том, что на судью Данилкина оказывалось давление, и пусть запоздалое, но все же раскаяние краснокаменского сидельца.

Специалист усматривает в этих двух событиях своеобразную тенденцию. «В обществе что-то начинает меняться. Становится невыносимым терпеть явный беспредел власти, отсутствие правосудия как такового», — говорит он.

Асмолов отмечает, что реакция срабатывает у очень малого числа людей. Но, по его мнению, вода уже, что называется, «подточила камень», а подобные прецеденты замалчивать больше невозможно. Хотя их, конечно же, будут извращать со всем упорством и «административным ресурсом».

«С другой стороны, — уверен собеседник «Особой буквы», — сегодняшний прецедент с интервью Александра Кучмы является показателем того, что в обществе происходит процесс «приватизации сознания» — мы все чаще начинаем говорить от себя лично, чувствовать свое мнение, отстаивать свой взгляд на вещи. Причем это касается всех социальных слоев. И здесь я вижу гораздо больше перспектив для страны, чем просто наличие факта якобы сенсационной честности, которую еще не раз и не десять попытаются замять. Как в принципе уже замято «дело Васильевой». Но появляются новые и новые факты, вроде бы между собой не связанные, где личностный аспект становится не менее ведущим, чем так называемый массовый».

Помимо глубинной причины, вызвавшей этот пока что слабодоказуемый процесс, психолог видит и благоприятствующие ему условия. Это прежде всего сам по себе предвыборный год. Он, по мнению нашего собеседника, вносит в сознание людей неопределенность и подвижки, близкие предпраздничной атмосфере.

«В такой атмосфере появляется надежда на перемены даже вопреки общему довольно унылому мнению, что все перемены в России только к худшему, а история циклична. Или, говоря математически, ей свойственна «дурная бесконечность». Конечно, «блажен, кто верует», но человеческий фактор способен вносить решающие коррективы», — уверен Александр Асмолов.

 

Материал подготовили: Александр Самарцев, Мария Пономарева, Александр Газов