До официального старта федеральной избирательной кампании осталось совсем немного. И нет никаких оснований думать, что она будет чище, чем все предыдущие.
Но, видимо, политтехнологи и специалисты по выборам «Единой России» не столь уверены в своем успехе, как раньше, поэтому вынуждены придумывать новые способы устранения конкурентов. Несмотря на то что технологии по снятию с выборов неугодных кандидатов отработаны до мелочей, московские единороссы решили подстраховаться.
Ясно, что в случае одобрения Государственной думой поправок к закону о СМИ иски о клевете и защите чести и достоинства, подданные партией власти, будут рассматриваться в первоочередном порядке. Предположить, кто выиграет, тоже не составляет никакого труда — оппозиция в России, как правило, всегда не права. Особенно в регионах.
В законопроекте пока не прописано, что за заявления, сделанные в прямом эфире и оказавшиеся не соответствующими действительности, будут снимать с выборов. Но можно предположить, что, подкрепленные записями, они послужат причиной для исковых заявлений. А в случае проигрыша судебного иска пострадавшие будут иметь право требовать как минимум денежной компенсации.
Для партий с ограниченным бюджетом, особенно в регионах, такие штрафы могут быть непосильными. К тому же кандидат в депутаты, вынужденный тратить время на судебные процессы вместо встреч с избирателями, заранее оказывается в проигрыше.
Да и средства массовой информации, тем более на периферии, будут стараться обезопасить себя от судебных споров, заранее отказываясь приглашать в эфир тех, кто потенциально может создать проблемы.
Практика показывает, что думские единороссы с радостью одобряют все инициативы своих столичных коллег. Однако фракции «Единой России» в нижней палате парламента при обсуждении инициативы предстоит объяснить, как технически будет действовать новая поправка — каким образом, например, радиостанции будут хранить такие объемы информации. А также кто будет оценивать объективность словесных баталий за депутатские мандаты.
Илья Яшин, политик
Единороссы прекрасно знают свои реальные рейтинги и понимают, что их якобы популярность основана исключительно на административном ресурсе и ежедневной промывке мозгов с экранов государственных средств массовой информации. Сейчас они всячески пытаются подстраховаться и не допустить провала на выборах в Государственную думу, не позволить протестного голосования, хотят избавить себя от любых неприятных сюрпризов.
Если бы в России законы работали, я бы этот закон приветствовал. Но что получится в реальной жизни — большой вопрос.
В нашей стране главная проблема — не законы, а правоприменительная практика. Ничего страшного в том, что в архивах теле-, интернет- и радиокомпаний будут храниться выступления политиков, я не вижу. Потому что это поможет установить истину в процессе судебных разбирательств. Но большой вопрос — как этот закон будет работать.
Есть большие опасения, что он будет работать так, как у нас принято, — то есть избирательно. Если захотят осудить кандидата или депутата от оппозиции, или просто критика власти, закон будет использован на полную катушку. То есть СМИ обяжут предоставлять полную информацию, но так, чтобы это было выгодно членам «Единой России».
Если кандидаты от оппозиции захотят привлечь к ответственности представителей прокремлевских партий, нет никакой уверенности, что в этом случае закон будет работать.
Нина Останина, депутат Государственной думы, КПРФ
На сегодняшний день представителям оппозиционных партий получить какие-либо записи телеэфира для подачи в суд или в рамках судебных разбирательств практически невозможно. У меня ни одна попытка взять у телевизионщиков интересующую меня запись не увенчалась успехом. На ВГТРК, например. Даже к Добродееву обращались, результат — нулевой. Они всегда могут сказать, что записи не хранятся в архивах.
В рамках судебного разбирательства отделаться от нас фразой, что запрашиваемой записи нет, еще проще — суды длятся месяцы, чуть ли не годы, сотрудникам телеканалов очень удобно говорить, что записи, по их внутренним регламентам, не хранятся столь долго.
В целом я положительно оцениваю предлагаемый законопроект. Следует отбросить опасения, что теперь единороссы завалят оппозицию исками. Они нас ими и так завалили. Один губернатор Тулеев за последнее время подал против коммунистов восемь исков на 8 млн рублей. Они реагируют на каждый чих, на каждое сказанное в Интернете слово. И их иски принимают без проблем, в отличие от исков членов КПРФ. Наши иски не принимают по формальным основаниям, в том числе и из-за якобы отсутствия эфирных записей. Теперь же нам, коммунистам, будет гораздо проще добиваться правды в судах.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов