Виктор Батурин считает, что проиграл суд, потому что он брат жены Лужкова

Комментирует Павел Салин,

ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России

Суд поступил с Батуриным по-братски

Суд поступил с Батуриным по-братски
Виктор Батурин признан виновным в мошенничестве с недвижимостью на 1,5 млн долларов. Суд приговорил его к трем годам условно и штрафу в 300 тыс. рублей.
6 июня 2011
Примечательно то, что потерпевший по делу заявил, что не имеет претензий к подсудимому. Что не помешало суду признать его виновным. Политологи расходятся в оценках произошедшего: одни считают дело против Батурина отголоском борьбы с «лужковским наследием», другие видят в этой истории банальную бизнес-войну конкурентов.

По данным обвинения, Виктор Батурин в июне 2008 года продал своему знакомому Игорю Вашуркину нежилое помещение на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве. Формально сделка была оформлена с отцом покупателя — Олегом Вашуркиным. Батурин получил 23,8 млн рублей и обязался в течение трех дней передать помещение новому хозяину. Но в конце месяца Батурин еще раз продал уже проданное помещение другому покупателю — директору ПТК «Газстройкомплект» по инвестициям Дмитрию Журавлеву. Журавлев заплатил 1,5 млн долларов, о чем выдал расписку. В результате Батурин незаконно получил более 35 млн рублей, передает NEWSru.com.

Однако в суде потерпевший Дмитрий Журавлев заявил, что не имеет претензий к Виктору Батурину и считает его невиновным. Он просил закрыть уголовное дело за отсутствием состава преступления. Журавлев заверил, что получил от Батурина полную сумму компенсации от несостоявшейся сделки. Однако статья «Мошенничество», по который судили Виктора Батурина, не предусматривает примирения сторон, поэтому судебный процесс был продолжен.

В свою очередь, подсудимый утверждал, что не пытался никого обмануть. «Не продавал я ни в первый, ни во второй раз помещение. Оно является моей собственностью. Я все деньги вернул всем. Я ни в чем не виновен и обвинений не признаю», — говорил Батурин в суде, отмечая, что «оболгали практически честнейшего человека».

После судебного заседания, когда был оглашен приговор, старший брат супруги экс-мэра Москвы отметил, что «скорее всего, не будет подавать кассационную жалобу». Он пошутил, что воспринял приговор положительно, пояснив, что в случае его оправдания «ответственные лица должны были бы понести наказание... А так и овцы целы, и волки сыты».

Кроме того, бизнесмен высказал предположение, что суд против него может быть связан с ситуацией вокруг бывшего столичного мэра. «Эти люди (следственные органы) прекрасно знают, кто я и какая у меня фамилия. Так как я входил в ближайшее окружение Лужкова, то дело на меня завели просто на всякий случай, и сейчас оно дошло до суда», — заявил Батурин.

Напомним, Елена и Виктор Батурины в 1991 году основали «Интеко» на паритетных началах. В 2005 году, когда компания зафиксировала значительную прибыль, отношения испортились. Раздел активов сопровождался судебными исками. В феврале 2007-го брат и сестра подписали мировое соглашение: у Елены осталось 99 процентов «Интеко», а Виктор получил не обремененные долгами активы на сумму около 500 млн долларов.

Осенью 2010 года Виктор Батурин заявил, что сестра должна ему миллиард долларов, и попросил председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина провести тщательную проверку фактов преступной деятельности супруги Юрия Лужкова и принять в ее отношении процессуальное решение в соответствии с законом.

Сам Виктор Батурин неоднократно подчеркивал, что не общается ни с сестрой, ни с ее мужем после его отставки, а все вопросы по имеющимся у него финансовым претензиям к компании «Интеко» он решает через переговорщиков.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин объясняет, что уголовные дела по статье «Мошенничество» не относятся к делам частного обвинения, где обязательно требуется заявление потерпевшего. Однако вызывает вопрос, почему следствие «сделало» потерпевшим человека, который не имеет претензий к Виктору Батурину.

Тем не менее политолог не стал бы связывать данное дело с отставкой Юрия Лужкова. Батурин не относится к команде опального экс-градоначальника. Салин напомнил, что несколько лет назад брат с сестрой разругались, и последние три-четыре года Виктор Батурин дистанцировался от Елены.

По мнению собеседника «Особой буквы», тут «попахивает» заказом: дело похоже на бизнес-разборки, и говорить, как дальше будут развиваться события (дадут ли Батурину работать или уйти с рынка, либо «додавят»), можно только узнав, кто стоит за всей этой историей.

Ранее в СМИ появлялись сообщения о том, что у Елены Батуриной в скором времени «отберут» «Интеко». Однако до сих пор этого не произошло. Павел Салин считает, что, скорее всего, уже и не произойдет — ценность строительной компании во многом зависит не только от активов, но и от связей с чиновниками, которые по понятным причинам у жены Лужкова были хорошо налажены. Поэтому проще не выкупать «Интеко», а организовать новую строительную компанию.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов