Госдума приняла в первом чтении третий пакет президентских поправок по либерализации УК

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Медведевизация УК

Медведевизация УК
Нижняя палата уже в третий раз занимается гуманизацией Уголовного кодекса с подачи Дмитрия Медведева. Серьезные поправки вносятся в десятки статей. Однако далеко не все из них были поддержаны оппозицией.
7 сентября 2011
Документ объемом в 183 страницы вносит существенные изменения в действующую уголовную политику страны. В случае одобрения поправок впервые совершившие преступление экономической направленности граждане смогут избежать уголовной ответственности, если возместят ущерб и перечислят в федеральный бюджет «отступные» в размере пятикратной суммы причиненного ущерба. Кроме того, суды смогут назначать наказание в виде лишения свободы лицам, впервые совершившим преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.

 

Планируется, что суды смогут приговаривать осужденных к принудительным работам на срок от двух месяцев до пяти лет. Применять такое «альтернативное» наказание они смогут с января 2013 года. К этому времени в стране должны быть построены специальные исправительные центры, в которых и будут жить осужденные. Как пояснил на заседании Госдумы замглавы Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров, исправительные центры будут представлять собой общежития со спецраспорядком. Люди, отбывающие там наказания, по утрам будут уходить на работу, а вечером — возвращаться после 8-часовой смены. По словам депутата, осужденные смогут работать на предприятиях любой формы собственности. Пока власти намерены создать 30 исправительных центров, каждый из которых будет рассчитан в среднем на 200 человек. На создание одного такого учреждения потребуется порядка 70 млн рублей.

Также суд сможет изменить подсудимому категорию преступления на менее тяжкую. Но лишь при условии, если у человека есть смягчающие обстоятельства и нет отягчающих.

Расширяется и перечень преступлений небольшой тяжести. Это произойдет за счет того, что к нетяжким преступлениям будут относиться деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет. Сейчас в эту категорию попадают только те преступления, за которые назначается не более двух лет лишения свободы.

Еще одной из важных новелл законопроекта является то, что от уголовной ответственности по ряду «экономических» статей УК РФ можно будет просто-напросто откупиться. Однако такая возможность будет даваться человеку всего один раз в жизни. То есть только тем, кто впервые совершил экономическое преступление. Для того чтобы избежать наказания, виновному придется полностью возместить ущерб и перечислить в федеральный бюджет возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

Законопроект направлен на сокращение количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Для этого предлагается новый вид наказания — принудительные работы. Такое наказание будут назначать за преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений.

Заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Анатолий Локоть, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», говорит, что внесенный президентом пакет поправок представляет собой странного рода мешанину.

«В нашем понимании под лозунгом гуманизации уголовного законодательства издавать такой «винегрет» ни в коем случае нельзя. Потому что в этом ассорти можно допустить серьезную ошибку, которая потом выйдет боком. Когда вносятся поправки в такой тонкий инструмент, как уголовное законодательство, необходимо четко понимать, чего ты хочешь добиться. И, самое главное, просчитать, какие последствия могут быть», — уверен он.

Парламентарий обращает внимание на то, что в документе делается попытка перевести категорию ряда преступлений в менее тяжкую, если срок по ним не превышает трех лет. «Я задал вопрос полпреду президента РФ в Госдуме Гарри Минху: «А подпадают ли под эту категорию взяточники и коррупционеры — то есть те, с кем сегодня боремся?» Минх ответил очень пространно. В том смысле, что да, с одной стороны, мы ужесточаем законодательство, но с другой — у нас тенденция гуманизировать», — рассказывает Локоть.

По его словам, смысл поправок в том, что если человек брал взятки на протяжении многих лет, а потом его на этом поймали, он может вернуть деньги и за все «рассчитаться». Получается, что по этой гуманизации преступник несет минимальное наказание. Депутат убежден, что эта двойственность приведет к обратным результатам — то есть к росту коррупции.

Много вопросов вызывает и предложение по созданию в России исправительных центров, где будут отбывать наказание лица, приговоренные к принудительным работам. Парламентарий не знает, где будут трудиться осужденные, кто будет устраивать их на работу, будут ли они искать ее самостоятельно или в этом поможет администрация исправительного центра.

«Предполагается, что осужденные будут трудиться на предприятиях, расположенных по соседству, — как государственных, так и частных. А если безработица? Куда их тогда денут? Сейчас найти работу — серьезная проблема», — рассуждает он.

«Это в советское время осужденные трудились на стройках социализма. Кто БАМ строил, кто уран добывал. Нелегкий труд, но он приносил конкретную пользу людям, стране. Тогда существовала система исправительных учреждений, и там администрация определяла осужденных на работу, — напоминает эксперт. — Но сейчас я не понимаю, во что превратятся эти исправительные центры. Может быть, действительно они превратятся в профилактории, курорты. Тогда непонятно, в чем же их исправительная роль».

Депутат подчеркивает, что нельзя столь неоднозначные законы принимать в сфере уголовного законодательства, где все должно быть предельно ясно и понятно. А здесь этой четкости нет.

«И главное, этот законопроект ничего общего не имеет с непосредственной жизненной практикой. Одна сплошная теория. Подобные конструкции могут принести не пользу, а, скорее, серьезный вред», — считает Анатолий Локоть.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов