Предприниматели сели в тюрьму за продажу кондитерского мака, который ФСКН посчитала наркотой

Виталий КОРЖ,

«Особая буква»

Астрономические сроки за гастрономический бизнес

Астрономические сроки за гастрономический бизнес
Владевшие бакалейной фирмой предприниматели получили огромные сроки — продаваемый ими кондитерский мак признан наркотиком.
28 октября 2011
При фабрикации уголовных дел в отношении бизнесменов у силовиков кроме пресловутой 159-й статьи Уголовного кодекса РФ («Мошенничество») есть и иные «инструменты». Например, при госрэкете коммерсантов, занимающихся бакалейным или кондитерским бизнесом, очень удобно задействовать статью 228.1 УК РФ («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») — санкция до 20 лет по «тяжкой» третьей части. Для создания «состава преступления» по «наркотикам» достаточно ухватиться, например, за тот самый кондитерский мак, которым посыпают булочки. Если у следственных органов есть должная мотивация для того, чтобы упечь бакалейщика за решетку, доказать на следствии и в суде, что ты не верблюд, точнее, не наркобарон, будет очень сложно. Вот одна из характерных историй.

 

На днях Калужский областной суд, изучив надзорную жалобу адвоката Сергея Жиганова в защиту осужденного Романа Пронякина, оставил жестокий приговор по статье 228.1 УК РФ (10 лет лишения свободы) без изменений. В надзорной жалобе адвокат ссылался на то, что выводы Калужского районного суда Калужской области не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, судом первой инстанции не были установлены время и место совершения преступлений, также не доказано, что калужский частный предприниматель Николай Калинин приобретал мак именно у Пронякина, так как передача мака не фиксировалась оперативными сотрудниками. Химические «экспертизы» проводились некомпетентными экспертами, а в просьбе провести повторную экспертизу мака защите было отказано. При этом Калужский районный суд нарушил уголовный закон, поскольку не был получен ответ на вопрос, является ли наркотическим средством вся семенная масса мака, изъятая при производстве по делу. Несмотря на наличие этих и многих других нарушений, Роман Пронякин и остальные фигуранты сфабрикованного дела останутся за решеткой.

В 2007 году Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области завело уголовное дело в отношении директора московской бакалейной фирмы «Крайдер-С» Романа Дементьева и занимавшегося различными административными вопросами Романа Пронякина.

Господина Пронякина бойцы ОМОНа, действовавшие под руководством оперативников ФСКН, «приняли» прямо на складе фирмы. По словам силовиков, причиной задержания был как раз кондитерский мак, которым в числе бакалейных товаров торговала фирма.

Задержав Пронякина, оперативники и омоновцы поехали к нему домой — проводить обыск. Дело было уже глубокой ночью, но правоохранителей это не остановило. Изъяв в ходе обыска личные деньги семьи Пронякиных, оперативники повезли задержанного в Калугу, на «беседу». Уже в Калуге задержанного, ставшего фигурантом дела «по наркотикам», официально арестовали и поместили в СИЗО.

Романа Дементьева, не задержанного сразу, объявили в розыск.

Бизнесменов обвиняли в том, что они сбывали не просто мак, а наркотическое средство — маковую солому, причем организованной группой и в особо крупном размере. Дело в том, что эксперты ФСКН «установили», что реализуемый мак — это якобы и не мак вовсе, а смесь семян мака и маковой соломы. Все 56 килограммов товара, имевшихся в распоряжении у «Крайдер-С», по версии ФСКН — наркосодержащее вещество, предназначенное для продажи.

Пронякин ссылался на требования ГОСТа, который допускал трехпроцентную сорную примесь в виде маковой соломы в общей массе. В изъятом у него маке было лишь 0,1 процента соломы. Но у следователя ФСКН Демидочкиной, ведшей дело, были свои «госстандарты».

Не произвел на следствие впечатления и тот факт, что в России мак не производят, он ввозится из-за границы, а соответственно, проходит таможню и сертифицируется.

Почему именно калужский ФСКН столь ретиво взялся за бакалейный «наркокартель» из Москвы?

Дело в том, что сотрудники ФСКН незадолго перед этим обнаружили в розничной сети города в продаже кондитерский мак. Самый обычный, который мы все потребляем вместе с хлебобулочными изделиями. Против 60-летнего хозяина магазина Николая Калинина и продавца, 56-летней Розы Каримовой, тут же возбудили уголовное дело «по наркотикам».

Следователи и оперативники начали усердно раскручивать дело, вышли на цепочку «наркосбытчиков». В ходе титанической оперативной работы была установлена связь между несчастными торговцами из Калуги и московскими бакалейщиками — пенсионер Калинин покупал для магазина продукты именно у «Крайдер-С».

Ну а дальше — рейд ОМОНа, 56 килограммов «наркоты», дело об «особо крупном размере»…

Как обычно, правоохранительные органы допустили в ходе расследования массу нарушений. Арестованные у Пронякина деньги и личный автомобиль на общем фоне — сущие мелочи.

Главное в делах по 228-й статье — заключения экспертиз. Это и есть самое интересное. Как уже было сказано, мак, ставший предметом разбирательств, был ввезен из-за рубежа. При пересечении границы он проходил растаможку, после чего его либо продавали оптом, либо фасовали в пакеты. Так вот, согласно таможенным документам, злосчастный бакалейный груз проходил как масличный мак и таковым, собственно, являлся. Но вменяемая в вину московским бакалейщикам являющаяся наркосодержащим веществом маковая солома — это часть скошенного растения «мак опийный».

Доводы экспертов со стороны защиты, доказывавших в ходе судебного разбирательства, что килограммы изъятого бакалейного товара к наркотикам никакого отношения не имеют, на суд впечатления не произвели.

Калужский районный суд установил, что сотрудники ФСКН действительно раскрыли «организованную преступную группу» в составе Романа Дементьева, Романа Пронякина и вступивших с ними в преступный сговор реализаторов «наркотического зелья» — хозяина калужского магазина 56-летнего Николая Калинина и 57-летней продавщицы Розы Каримовой.

В марте текущего года предпринимателям, признанным виновными в торговле наркотиками в особо крупном размере, был вынесен приговор — Дементьев приговорен к 13 годам лишения свободы и 700 тыс. рублей штрафа, Пронякин — к 10 годам лишения свободы со штрафом в 500 тыс. рублей, Калинин — к пяти годам шести месяцам лишения свободы. Все они будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Продавщица Каримова была приговорена к четырем годам условно с испытательным сроком.

В чем заключался мотив сотрудников ФСКН, превративших в наркокартель обычных торговцев пищевыми продуктами, остается только догадываться. Возможно, это борьба за пресловутые «палки», за раскрываемость по тяжким статьям. Или мы имеем дело с местью за отказ «делиться» либо с заказом недобросовестных конкурентов.

Как бы то ни было, отправка в колонию на много лет за кондитерскую продукцию явно не способствует созданию здорового предпринимательского климата в стране.

 

Материал подготовили: Виталий Корж