Привлечь к ответу продажного судью в России практически невозможно

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Органы левосудия в своем праве

Органы левосудия в своем праве
Если прошерстить СМИ, то мы найдем единственный за последние годы приговор российскому судье — во всяком случае, широко известный. Хотя я думаю — действительно единственный, потому что в современной РФ судья с судимостью стал бы новостью номер один.
6 марта 2012
Для того чтобы в нашей стране привлечь к ответу продажного судью, нужно доказать, что вынесенный им приговор был неправосуден заведомо. Умысел — вот необходимая составляющая любого преступления. Профессионализм следователя состоит именно в том, чтобы доказать наличие умысла. А с судьи взятки гладки. Слишком мало дал наказания? Слишком много дал? Ну — голова болела, в глазах все плыло, соображал туго. Ошибочка вышла. Простите, больше так не буду. А если и буду — чего вы мне сделаете? Я ошибся. С кем не бывает? Пишите кассацию. Авось в вышестоящей инстанции не ошибутся, хе-хе…

 

Несколько лет назад в Петрозаводске состоялся скандальный процесс. Городская администрация умоляла правосудие вычеркнуть из списка лиц, которые должны получить жилье без очереди, судью городского суда. Как выяснилось, судья Б. прибыла в столицу Карелии из района, где перед отъездом продала квартиру. В Петрозаводске ей, согласно закону, выделили благоустроенное жилье. Судья немедленно прописала к себе дочь с мужем, а когда у тех родился ребенок, потребовала себе еще одну квартиру — квадратных метров стало меньше, чем полагалось по норме. Карельские судьи аппетиты своей коллеги поубавили и из очереди ее выкинули. Но отправлять правосудие она продолжила, тем самым оставаясь примером безупречности и высокой морали.

То, что российский народ начал массово обращаться в суды, еще не говорит, что народ этому суду верит. У российской Фемиды не только глаза завязаны, но еще и руки кривые, и это давно уже не сенсация. Наши судебные инстанции рассматриваются заявителями в основном как ступени к Страсбургскому суду. Идти по этим ступеням надо крайне осторожно: они прогнившие.

Неоднозначно была воспринята общественностью весть о том, что Верховный суд Испании запретил судье Бальтасару Гарсону заниматься профессиональной деятельностью на протяжении 11 лет. Гарсон — это тот самый, который выдал ордер на арест Пиночета, а Гусинского отпустил. Решение было принято по итогам рассмотрения дела о незаконной прослушке телефонов, где Гарсон проходил обвиняемым, и это лишь первый из трех судебных процессов, где он выступит в качестве обвиняемого. Смелый и решительный мужик, все его уважают, но нарушил закон и теперь должен ответить. Все правильно.

Да чего в Испанию ходить? Совсем недавно Верховный суд Украины возобновил рассмотрение уголовного дела против судьи Сергея Вовка — того самого, который приговорил экс-министра украинского МВД Юрия Луценко к четырем годам тюрьмы. Расследование, оказывается, началось еще в 2009 году — прокуратура обвинила Вовка в вынесении заведомо неправосудных решений по гражданским делам. Уголовное дело было прекращено, но теперь разбирательство решено возобновить в связи с вновь открывшимися в деле обстоятельствами.

Вот вам и «беззаконная» Украина, которую теперь только ленивый европеец не хает за приговор Юлии Тимошенко. Конечно, один пример — еще не пример, только он далеко не один. Пожалуйста, только за последние полгода.

Апелляционный суд Запорожской области 11 ноября приговорил судью районного суда Днепропетровска к шести с половиной годам тюремного заключения за получение 25 тыс. гривен взятки (это примерно 90 тыс. рублей) и принуждение подсудимой к вступлению в половую связь.

В октябре судью районного суда Харькова приговорили к пяти годам лишения свободы за вынесение заведомо неправосудных решений.

Январь: апелляционный суд Херсона приговорил судью Джанкойского городского суда (Крым) к пяти годам лишения свободы за неправомерные судебные решения…

А что же у нас? А ничего у нас. Если прошерстить прессу, то мы найдем единственный за последние годы приговор российскому судье — во всяком случае, получивший известность. Хотя я думаю — действительно единственный, потому что в современной России судья с судимостью стал бы новостью номер один.

В конце прошлого года Верховный суд РФ вынес приговор бывшему федеральному судье Ростова-на-Дону, за взятку бравшемуся признать права собственности на самовольно возведенный жилой дом. Суд приговорил Игоря Аносова к наказанию в виде штрафа в размере 60-кратной суммы взятки, то есть 3 млн рублей. Кроме того, он лишен права занимать в течение трех лет всякие важные должности. То есть человек, в чьих руках находятся наши жизни и судьбы, попался на взятке — и не получил даже условного срока. Разве только лишился звания судьи в отставке со всеми полагающимися пожизненными содержаниями, да и то чуть было не восстановил его через Конституционный суд…

Но это далеко не беспредел. О самой чудовищной истории, героем которой стал служитель Фемиды, рассказала «Комсомолка» — это дело ставропольского судьи Блинова. В октябре 2005 года он сбил на автомобиле женщину, которая скончалась в больнице спустя несколько недель. Экспертиза ГИБДД показала что, несмотря на туман и особую пешеходную зону, Блинов ехал с превышением скорости. Однако делу не давали хода целых пять лет — состава преступления в его действиях следственная проверка не нашла. Убийца продолжал судить людей и даже пошел на повышение, из районного суда в краевой. И только в 2010 году, после того как его уличили еще и в мошенничестве с использованием служебного положения, Блинова лишили судейской неприкосновенности и возбудили уголовное дело.

По статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека» ему грозило до пяти лет лишения свободы. Блинов получил… ничего. Рассмотрение дела постоянно переносили — сначала в Ставрополе, потом в Москве, — а потом истек срок давности по статье. Впрочем, еще есть мошенничество, но фигурируют там жалкие 44 тыс. рублей, которые Блинов вроде как присвоил. Ну — умножим на 60…

Как такое может быть в современном демократическом государстве? Как судьи, нарушающие закон и позорящие свое звание, могут не только находиться на свободе, но и продолжать отправлять правосудие? Ответы можно найти у профессионалов на интернет-форуме ЮрКлуб:

«Нужно согласие той квалификационной коллегии, где судья работает, плюс заключение коллегии из трех судей ВС Республики (или приравненного к нему суда) о наличии признаков преступления в действиях судьи. Плюс добрая воля Генпрокурора РФ, только который и может дело возбудить (это в отношении простого судьи)».

«Просто лично я не знаю ни одного прецедента осуждения судей по статье 305 УК. Просто состав доказуем только при условии наличия записи разговора судьи, где она рассказывает, что знает о неправосудности решения. А попробуйте возьмите в суде разрешение на такую запись».

«Чтоб судью посадить, надо, чтобы она при минимум десяти свидетелях убила человека. И необходимы следы пальцев рук на орудии убийства и видеозапись, сделанная по нормам УПК».

Для того чтобы привлечь к ответу продажного судью, нужно доказать, что вынесенный им приговор был неправосуден заведомо. Умысел — вот необходимая составляющая любого преступления. Профессионализм следователя состоит именно в том, чтобы доказать наличие умысла. А с судьи взятки гладки. Слишком мало дал? Слишком много дал? Ну — голова болела, в глазах все плыло, соображал туго. Ошибочка вышла. Простите, больше так не буду. А если и буду — чего вы мне сделаете? Я ошибся. С кем не бывает? Пишите кассацию. Авось в вышестоящей инстанции не ошибутся, хе-хе…

Что мне сказать этим судьям такого, после чего они не поволокли бы нас с редактором к какому-нибудь своему коллеге, дабы тот влепил нам по самые честь и достоинство?.. Я хочу сделать экскурс в историю.

Мало кто в курсе, но после победы над фашистской Германией в 1945 году в Нюрнберге состоялся не один судебный процесс, а целых 12. Третьим по счету был трибунал над нацистскими судьями, так называемое «Дело №3». Большинство из них были приговорены к длительным срокам заключения. Подробности — в сборнике «Нюрнбергский процесс» издания 1970 года, авторы — Руденко и Рагинский, издательство «Юридическая литература».

Так вот: я искренне верю, что очень скоро неправедные решения в отношении Ходорковского и Лебедева, Магнитского, Алексаняна, «несогласных» будут пересмотрены и признаны неправосудными. И все те судьи, кто выносил приговоры, руководствуясь не законом и внутренним убеждением, как это положено, а приказами сверху, — все они пересядут с места судьи на скамью подсудимых. И получат соответствующие наказания. Благо есть в Уголовном кодексе РФ та самая упомянутая выше 305-я статья. Согласно ей, вынесение незаконного приговора к лишению свободы или повлекшего иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы на срок от трех до 10 лет.

Я обязательно дождусь такого процесса и лично буду освещать его в прессе. Но есть шанс в это время уже оказаться где-нибудь в Сегеже — пока у нас есть наш суд, бесстрастный, как советский разведчик в постели с врагом.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов