У здания МВД в Москве жители Казани требуют наказать убийц в погонах. Будет ли новая переаттестация?

Елена БОРОВСКАЯ,

«Особая буква»

Прошлогодняя чистка «органов» не избавила от летальных исходов

Прошлогодняя чистка «органов» не избавила от летальных исходов
Жители Татарстана, чьи родственники пострадали от полицейско-милицейского произвола, проведут пикет у офиса МВД на Калужской площади. Для общества становится очевидным, что прошлогодние «реформа» и «переаттестация» в МВД были лишь очередным фарсом.
27 марта 2012
По словам пресс-секретаря Путина, господина Пескова, о проведении еще одной реформы в структурах МВД в связи с трагическими событиями в Казани речь не идет. Вопрос о возможной отставке главы МВД Рашида Нургалиева Песков переадресовал к действующему президенту Дмитрию Медведеву. Тем не менее замминистра МВД Сергей Герасимов не исключает повторной переаттестации личного состава в ведомстве. Но только в том случае, если на то будет «политическая воля», уточнил он.

 

Сегодня у здания МВД России в Москве пройдет согласованный с властями пикет против произвола полиции. Акция организована движением «За права человека». Ожидается, что в пикете примут участие жители Республики Татарстан, которые расскажут и о других случаях издевательств над задержанными в полиции. А таких случаев в Татарстане очень много. Дело доходит до совершенно средневековых пыточных практик. Складывается впечатление, что бандитский беспредел 90-х в Казани просто ушел с улиц в полицейские отделы.

Гибель 52-летнего Сергея Назарова после изнасилования бутылкой из-под шампанского в казанском отделе полиции «Дальний» заострила общественное внимание на итогах прошлогодней реформы МВД. На его волне один за другим стали всплывать факты пыток и прочих «мер воздействия», применяемых сотрудниками правоохранительных органов к своим согражданам. Вдруг «выяснилось», что Назаров не первая жертва такого насилия. Но есть надежда, что он все-таки станет первым, за чью смерть преступники понесут наказание. А то отказами по беспределу в жалобах на полицейский беспредел, пардон за тавтологию, казанские следователи давно стены подпирают.

В Казани сейчас насчитали уже пять ОВД, где беспредел творился систематически, буднично, — это только то, что известно журналистам. Причем у каждой пыточной «мастерской» прослеживается своя специализация: в «Дальнем» предпочитали использовать стеклотару, в отделе «Воровский» играли в «слоника», провоцируя удушение с помощью противогаза, а в «Промышленном» пытали «марьиванной» — подвешивая за руки, скованные под ногами. Ну и везде, конечно, просто мутузили — руками, ногами, от души и для души во имя раскрываемости преступлений. Руководствуясь академическими методиками проведения допросов, на которые ссылаются некоторые разговорчивые полицейские.

К командированным для приема жалоб от населения столичным комиссиям СКР идет нескончаемый поток жертв такого полицейского «обихода». Подавляющее большинство заявлений касается неправомерных действий переаттестованных полицейских, совершенных ими уже после реформы. Из одного только «Дальнего» с начала года было 45 вызовов скорой помощи и 12 госпитализаций. Как будто реформа затевалась только для того, чтобы после нее страх потеряли совсем. Но не граждане перед поли-мили-цией, а так называемые правоохранители перед обществом.

Сколько в свое время было сломано копий о пресловутых «палках», сколько было сделано высоким начальством громких заявлений о порочности плановой системы раскрытия преступлений. Тем не менее основной «фетиш зла» успешно перекочевал из милиции в полицию. Если задачи прежние, то стоит ли удивляться, что и методы не изменились?

«Грош цена тому государству, которое спешит начать одну реформу, не завершив предыдущую. И грош цена тому государству, которое не проводит последовательную линию как во внутренней, так и во внешней политике. У нашего государства такая последовательность есть. Я думаю, что абсурдно говорить о какой-то новой полицейской реформе», — сказал пресс-секретарь Владимира Путина в интервью журналу «Итоги». Очевидно, все это подразумевается в рамках ранее озвученного Песковым дискурса третьего срока наступающего президента, а именно «физического и духовного развития» государства, в соответствии с чем первый срок был реанимацией, а второй — реабилитацией.

Вот только гражданину Сергею Назарову реанимация уже не помогла. И реабилитация (посмертная) тоже под вопросом, ибо региональное МВД в свете разгоравшегося скандала спустило подчиненным указание «обеспечить» факт незаконного задержания погибшего доказательствами, что он якобы украл мобильный телефон. По логике — «смотри, люд, он же преступник, а с такими только так и можно».

Сфальсифицировать доказательства и оболгать замученного человека, чтобы усидеть в креслах, — это нормально. Способствует торжеству законности и правопорядка. МВД Татарстана готово духовно и физически развиваться. А покойнику-то все равно, ведь он уже «того». Классическое бандитское правило — навешать криминал по максимуму на мертвого, чтобы живым срок меньше дали. Вроде и не «сдали» никого при этом, «понятия» соблюдены.

Повторные и подробные переаттестации, о возможности которых упоминал замминистра Герасимов, могут улучшить ситуацию в регионах, но это еще не все, убежден председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По его мнению, реформа в МВД по-настоящему не начиналась.

«Есть кое-какие позитивные вещи, — отмечает эксперт. — Например, мы наблюдали положительные изменения по ситуации вокруг митингов, в частности на Болотной площади. И со стороны руководства МВД есть уже другое отношение к происходящему — нормальное, адекватное».

Однако реформа МВД совершенно не коснулась регионов, поскольку там она была формальной и фактически заключалась только в переименовании, считает Кирилл Викторович. Можно сказать, что переаттестации личного состава так и не произошло, и это во многом обусловлено человеческим фактором на местах. «После разоблачения банды в станице Кущевской было много заверений, что теперь каждый сотрудник будет подробно оценен комиссией по переквалификации, вплоть до тестирования на полиграфе. Но в регионах, естественно, это не происходило. Нужно было отчитаться — отчитались. Поэтому многие вещи остались в том качестве, в котором и были», — говорит Кабанов.

«Надо еще раз понять, что реформа одного только МВД невозможна, — подчеркивает собеседник «Особой буквы». — Это снова продемонстрировали события в Казани. После Кущевки не было сделано соответствующих выводов, не были наказаны все коррумпированные правоохранители. Лечить необходимо не только полицию, но весь комплекс силовых ведомств, на местах тесно связанных между собой круговой порукой, в том числе надзорные, проверяющие структуры. Впервые необходимые кадровые шаги были предприняты Следственным комитетом в связи с ситуацией в Казани, когда глава СКР Александр Бастрыкин в ходе работы специальной комиссии немедленно принимал решения об увольнении того или иного должностного лица или возбуждении уголовного дела».

«Я считаю, что все руководители всех структур в регионе должны быть минимум уволены, а сотрудники, которые не реагировали на преступления, должны быть привлечены к уголовной ответственности, так как они допустили халатность, повлекшую смерть человека. Если бы на действия полицейских «Дальнего» вовремя последовала адекватная реакция со стороны компетентных лиц, которые проводили проверки и рассматривали жалобы пострадавших, дальнейших смертей можно бы было избежать. Главу же татарстанской полиции, при всех его заслугах по борьбе с оргпреступностью, за его оценку этих ублюдков как «Это же пацаны!» — только за одно такое публичное заявление надо наказывать уже не выговором. Иначе получается, что министр МВД, обещая после Кущевки и Евсюкова, что он будет наказывать, снимать каждого регионального руководителя, просто водил нас за нос, рассчитывая, что его слова будут благополучно забыты. Какой бы хороший руководитель ни был, если у него происходят такие случаи, гибнут люди, а он на заявления не реагирует, и это происходит, заметьте, не единожды, значит, он должен понести ответственность», — подчеркивает Кирилл Кабанов.

Несоблюдение основных принципов, которые декларировал президент в ходе подготовки реформы МВД, и есть причина пробуксовки в ее реализации, убежден эксперт. Например, общественные советы при МВД, на которые возлагались чрезвычайно важные функции, оказались нежизнеспособными. «Мы заявляли публично, что, если советы опять будут состоять из артистов, а не из журналистов и правозащитников, то есть, по сути, останутся формальными образованиями, это будет иметь крайне негативные последствия для реформы. В результате мы это и получили», — говорит Кабанов.

Напоследок глава НАК высказал намерение дать подробную оценку сложившейся ситуации на президентском совете, который состоится в ближайшие дни: «Мы пригласим туда всех, включая руководителей МВД и ряда других структур, депутатов Госдумы, и будем думать, что делать».

 

Материал подготовили: Елена Боровская, Роман Попков, Мария Пономарева