Осужденного гражданина Казахстана Павла Новикова этапировали в РФ и держат в штрафном изоляторе

Оксана ТРУФАНОВА,

журналистка, правозащитница

ФСИН не знает границ

ФСИН не знает границ
Мы продолжаем следить за ситуацией вокруг казахстанского спортсмена Павла Новикова. Вопреки решению суда и нормам международного права, он был незаконно экстрадирован из Казахстана в Россию. В Россию, чья тюремная система уже сделал его инвалидом.
15 октября 2012
Напомним, уроженец Казахстана Павел Новиков был арестован в Красноярске в 2009 году по обвинению в торговле наркотиками. По данным его защитников, в российском СИЗО он подвергался систематическим пыткам. Поэтому, когда его этапировали в Казахстан по «экономическому» делу, Новиков обратился к властям республики с ходатайством не выдавать его обратно в Россию, где, как он говорил, его могут убить.

В настоящее время спортсмен-каратист, призер различных соревнований в Республике Казахстан — инвалид. В анамнезе — черепно-мозговая травма, подозрение на туберкулез и отслойка сетчатки глаз, что чревато полной слепотой. Всеми этими болезнями его наградила российская тюрьма.                 (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

10 сентября 2012 года Октябрьский районный суд Красноярска должен был решить вопрос — требовать ли экстрадиции Новикова. Однако назначенное заседание было перенесено ввиду отсутствия самого Новикова, хотя присутствовали два его адвоката. 18 сентября состоялось повторное заседание суда. На этот раз отсутствие главного действующего лица не стало препятствием для вынесения решения. Суд разрешил Новикову отбывать наказание на родине. Кроме того, Генеральная прокуратура России удовлетворила его ходатайство и разрешила ему остаться на территории Казахстана до 27 октября 2012 года.

(Нажмите на картинку для увеличения)

Казалось, что проблема спортсмена решена. Суд встал на его сторону. Однако через два дня после вынесенного судом решения Новикова в срочном порядке этапировали в РФ. По словам его мамы Галины Новиковой, сотрудники казахстанского «централа» утверждают, что поступило срочное распоряжение со стороны России. Сейчас он уже находится на территории ИК-17 Красноярска. В знак протеста Павел написал на груди лезвием: «Вините Минюст»…

Как нам стало известно, в настоящее время на него оказывается сильнейшее психологическое воздействие: Новикова поместили в штрафной изолятор, сотрудники колонии провоцируют его различными способами. Возможно, для того чтобы вызвать в свой адрес агрессию, которая стала бы поводом для каких-либо разбирательств, способных осложнить его выезд на родину в Казахстан…

До главы Красноярского ГУФСИН генерал-лейтенанта Владимира Шаешникова мы пытаемся дозвониться уже несколько дней. Наши звонки не пропускают секретариат и пресс-служба.

Первая публикации на «Особой букве» истории Павла Новикова вызвала крайнее возмущение тюремного ведомства. Красноярское управление Федеральной службы исполнения наказаний направило нам письмо на трех страницах. В письме говорится о том, что сведения о пытках Новикова в СИЗО, содержащиеся в нашей публикации, «не соответствуют действительности и порочат репутацию ГУ ФСИН по Красноярскому краю».          (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

Кстати, ведомство в лице председателя общественного совета при ГУФСИН Красноярского края Александра Назарова даже приглашало нас в гости — показать, какие порядок и законность у них царят... Теперь и мы это видим: есть распоряжение Генпрокуратуры, есть решение суда, но Новиков находится не на Родине в Казахстане, а в ШИЗО на территории другой страны.

Мы задали по этому поводу несколько вопросов адвокату «Русского вердикта» Андрею Федоркову:

— Какие именно законы уже нарушены Красноярским ведомством, оттягивающим передачу Павла Новикова Казахстану?

Поскольку в отношении Новикова имеется вступившее в законную силу и не обжалованное вовремя постановление Октябрьского райсуда Красноярска от 18 сентября 2012 года о его передаче для дальнейшего отбывания наказания на территорию Казахстана, гражданином которого он является, то очевидно, что Красноярским ФСИН нарушена статья 392 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Согласно статье, «вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 315 Уголовного кодекса РФ». 

— Имеют ли место нарушения международного права?

Конечно. Нормы Конвенции «О передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания». В Федеральном законе от 13.10.2009 года «О ратификации Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания» прописано, что для целей Конвенции компетентными органами в Российской Федерации являются соответствующие суды общей юрисдикции (по вопросам, требующим принятия решений о передаче осужденных). Туда с ходатайством о передаче осужденного вправе обращаться сам осужденный, его близкие родственники, законный представитель и адвокат. Данные требования Конвенции были выполнены при вынесении судебного решения о выдаче Новикова для дальнейшего отбывания наказания в Казахстан.

На мой взгляд, со стороны Казахстана тоже имеется нарушение статьи 3 Протокола 4 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», в соответствии с которой «никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является».

— Каковы реальные шансы Павла Новикова вернуться в Казахстан?

Дело не в шансах, а в том, что у него для этого есть все законные основания. Это и постановление Октябрьского райсуда Красноярска, и удовлетворенный Генеральной прокуратурой запрос о продлении срока его временной выдачи до 27 октября 2012 года.

В отношении Новикова соблюдены все условия для передачи осужденного для дальнейшего отбывания наказания в Казахстан, предусмотренные статьей 5 Конвенции. Препятствий для передачи осужденного, указанных в пункте 6 Конвенции, я также не вижу.

 

Материал подготовили: Оксана Труфанова, Владимир Титов, Александр Газов