В Самаре набирает обороты криминально-коррупционный скандал: дело об избиении Александра Филиппова

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Смерть причинена по неосторожности следствия

Смерть причинена по неосторожности следствия
Как показывает практика, убийство в драке при желании можно истолковать как «причинение смерти по неосторожности». В какой-то степени этому способствовала шумиха вокруг знаменитого дела Расула Мирзаева.
14 ноября 2012
14 июля в одном из самарских магазинов (на перекрестке улиц Ставропольской и Александра Матросова) произошла потасовка, закончившаяся смертью одно из участников. Точнее говоря, это была не драка, а неспровоцированное и безответное избиение.

На видеозаписи, получившей широкое распространение в Рунете, видно, как мужчина в черной футболке (позднее опознанный как Виталий Панкратов, будущий обвиняемый) толкает мужчину в оранжевой рубашке (Александра Филиппова, будущего потерпевшего).

Как стало известно позже, Панкратов «забыл» заплатить за рыбу, и Филиппов сделал ему замечание.

…Потом «черная футболка» наносит несколько грамотных ударов оппоненту, который, судя по всему, пребывает в нетрезвом состоянии и не пытается даже защищаться. После второго удара «оранжевая рубашка» падает. Панкратов продолжает бить свою жертву, распростертую на полу. Потом от его кулаков достается мужчине в белой футболке (Виктора Рогожина), который пытается оттащить в сторону Филиппова. В конфликт вмешиваются еще один гражданин плотного телосложения, а также бесстрашная продавщица. Им кое-как удается остановить разбушевавшегося покупателя. Наконец, Панкратов бьет ногой по голове Филиппова и не спеша покидает магазин вместе со своим другом.

Филиппову вызвали скорую помощь, но спасти его не удалось — он скончался в больнице.

Видеозапись, озаглавленная «Внимание! Розыск», была размещена в YouTube 16 июля 2012 года. Через некоторое время Панкратов был опознан и задержан. На кадрах оперативной съемки он высказывает весьма умеренное сожаление по поводу случившегося.

«Ну, я не знал, что такие мужики дохленькие!» — сокрушается он.

Для справки: Виталий Панкратов в прошлом занимался боксом, и справиться с не слишком могучим оппонентом для него труда не составило. На записи видно: его удары наносятся быстро и четко, в область головы потерпевшего. Завершающий удар ногой, не предусмотренный правилами маркиза Куинсберри, при всем желании нельзя списать на «случайность» или на «необходимую самооборону».

Однако уголовное дело, изначально возбужденное по части 4 статьи 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть»), в суд пришло в облегченном виде — как «Причинение смерти по неосторожности» (часть 1 статьи 109).

«Во время следствия были получены экспертные данные о том, что смерть потерпевшего наступила не в результате избиения, а стала следствием удара головой об пол при падении», — рассказал корреспонденту «Волга Ньюс» руководитель отдела СКР Промышленного района Олег Трухман.

Обвиняемый благоразумно согласился с выводами следствия. У него имеется достаточный опыт общения с правоохранительными органами, чтобы выбрать правильную стратегию поведения: ранее Панкратов был судим за разбой и незаконный оборот оружия. И, если судить по его аккаунту «ВКонтакте», несмотря на неоднократные попытки «исправления» со стороны государства, не испытал разочарования в теневой стороне российской действительности. Панкратов подписан на сообщества «Воровское братство», «Криминал», «А.У.Е. РЕБЯТА» и тому подобные страницы.

У широкой общественности, осведомленной о происшествии в магазине, «гуманизм» следствия и суда вызвал недоумение.

«Он реально блатной, что-ли? Почему прокуроры крышуют мокрушника? Поговаривают папа — мент», — рассуждают участники дискуссии в Интернете (орфография и пунктуация сохранены).

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также не согласен с тем, что Виктору Панкратову разительно облегчили обвинение:

«Я считаю, что деяния, запечатленные на видео, однозначно следовало бы квалифицировать по статье 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека». Начнем с того, что обвиняемый — профессиональный боксер. Значит, он не мог не осознавать последствий ударов. Он не мог не осознавать, что эти удары повлекут тяжкий вред. И квалификация таких деяний как «Причинение смерти по неосторожности», на мой взгляд, бред. «Причинение смерти по неосторожности» — это когда, например, человека случайно задели оголенным проводом и он скончался», — заявил парламентарий.

Не согласен с переквалификацией статьи и брат погибшего Филиппова Дмитрий Лихоступ. Он и его юрист Николай Воронов намерены требовать от Панкратова возмещения материального вреда, так как Александр Филиппов был единственным кормильцем в семье.

Самарский инцидент напоминает знаменитое дело Расула Мирзаева. Если отвлечься от эмоций, то у Филиппова еще меньше оснований для смягчения обвинения, чем у его кавказского «коллеги». Потому что Мирзаев нанес только один удар, а не серию, и не пародировал «Американскую историю X», пытаясь расплющить голову оппоненту.

Кстати, 13 ноября ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава завершил очередную, пятую по счету, экспертизу по этому делу. Поэтому готовность, с которой следствие, прокуратура и суд переквалифицировали обвинение Филиппову, наводит на подозрения.

Адвокат Игорь Трунов в интервью «Особой букве» отмечает, что, если основываться на общедоступных материалах, то в деле Филиппов — Панкратов налицо умышленное причинение тяжких повреждений, повлекших смерть. Хотя последнее слово все же за экспертами:

«Может быть тонкость: человека, которого было можно спасти, получившего средней тяжести повреждения, привезли к «врачу-коновалу». А тот сделал укол, не учтя аллергии или других факторов, и человек умирает от действий врача».

«В реальности в наши дни мы понимаем, что коррупционная составляющая существенно влияет на квалификацию любого преступления, — констатирует адвокат. — И это не обязательно деньги в конверте. Играют роль связи, отношения, родство, «телефонное право». Или, допустим, фирма каждый праздник носит подарки судье, на территории которого находится. У нас коррупционная составляющая присутствует практически всегда, если попадаются родственники чиновников, политических деятелей, крупных бизнесменов. В особенности если СМИ не освещают эту проблему. Это усугубляется тем, что потерпевшим бесплатная юридическая помощь не положена, потерпевшие или родственники погибшего зачастую юридически безграмотны. А чиновничество решает под ковром свои проблемы. В регионах часто бывает так. Что председатель суда, глава Следственного комитета и руководитель ФСИН парятся в одной бане и с местной властью на дружеской ноге, решают общие вопросы».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов