Копейский тюремщик арестован. Для ФСИН это стало шокирующей неожиданностью

Комментирует Оксана Труфанова,

правозащитник

В зоне особого вымогания

В зоне особого вымогания
Во вторник в следственном управлении СК РФ по Челябинской области был взят под стражу начальник печально известной Копейской колонии №6 строгого режима 30-летний майор внутренней службы Денис Механов. Что происходит в колонии после его ареста?
25 декабря 2012
Как сообщают в Следственном комитете, Денис Механов задержан в рамках расследования уголовного дела о превышении должностных полномочий, возбужденного после массовой акции протеста заключенных колонии. Уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» возбуждено на основании 120 заявлений осужденных и их родственников о вымогательстве у них сумм от пяти до 90 тыс. рублей под угрозой создания «неблагоприятных условий отбывания наказания».

 

Бунт в ИК-6 вспыхнул 24 ноября. Тогда примерно 250 осужденных из шести отрядов вышли в режимный коридор жилой зоны учреждения с требованием прекратить поборы. Подробнее — здесь  и здесь. Но о том, что в шестой колонии Копейска происходят страшные вещи, правозащитники заявляли давно. Еще 6 ноября было опубликовано письмо одного из заключенных колонии, который потом был переведен в СИЗО: «В колонии №6 Копейска по отношению ко мне и другим осужденным регулярно применялись пытки холодом и голодом. Нас подвешивали в обнаженном виде, приматывая скотчем к решетке, травили газом, на голову надевали металлический колпак, в который были встроены динамики, воспроизводившие звуки автомобильной сигнализации. Кроме того, применялось сексуальное насилие различными предметами... В ИК-6 меня били, предполагаю, что с левой стороны неоднократно были сломаны ребра (наверное, это легко доказать рентген-обследованием)».

Пока трудно сказать, надолго ли задержится Денис Механов под стражей: суда по мере пресечения у майора ФСИН еще не было, и не исключено, что он будет освобожден под залог или окажется под подпиской о невыезде.

Формально Механов по состоянию дел на вечер вторника еще не был снят со своего поста. Многие его подручные до сих пор сохраняют в колонии должности. А заключенные пишут все новые заявления о пытках и вымогательствах.

Самое печальное в копейской истории то, что масштабные коррупционные преступления администрации колонии вскрылись вовсе не благодаря прокурорскому надзору (прокуратура ежегодно штамповала положительные отзывы о ситуации в колонии), не благодаря оперативной работе ФСБ, не благодаря деятельности регионального омбудсмена. Для того чтобы беззаконие было пресечено, заключенным пришлось начать рискованную акцию протеста, в ходе которой их могли избить или убить.

Комментирует Оксана Труфанова, правозащитник

В понедельник я была в челябинском Следственном комитете на допросе в качестве свидетеля по делу начальника колонии №6. Я передала следователю номера счетов и фамилии людей, которым родственники заключенных вынуждены были переводить свои деньги. Вскоре после этого Денис Механов был, наконец, задержан.

Мне удалось во вторник побывать в шестой колонии Копейска. Мы были там с депутатом Госдумы Валерием Гартунгом, общались с заключенными. Следует отметить, что добиться допуска в колонию было непросто. — меня туда пускать не хотели. Против этого резко выступал начальник УФСИН по Челябинской области Владимир Турбанов. Все же нам удалось попасть в «шестерку», и мы приняли около 150 заключенных. Нам были переданы множество новых жалоб на пытки и вымогательства со стороны администрации колонии, а также диски с записями переговоров заключенных с родственниками. В телефонных переговорах речь шла о вымогательстве средств со стороны администрации. Эти разговоры записывал парень-телефонист, тоже заключенный.

Парадоксально: сейчас в колонии нет исполняющего обязанности начальника, после задержания Механова наступил вакуум власти. Судя по всему, для областного УФСИН его задержание стало полной неожиданностью.

Сейчас заключенные требуют снять с постов ближайшее коррумпированное окружение Механова, до сих пор цепляющееся за власть в колонии.

Заключенные сообщили, что хотят провести день памяти погибшего арестанта Коровкина — этот человек был забит до смерти за то, что решился бороться против преступных злоупотреблений Механова и его группы.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева