Николай, оказывавший ранее активную помощь узникам «болотного дела», сам был арестован по этому делу. С 25 июля 2012 года он находится под арестом в СИЗО.
Николай — потомственный интеллигент, его родители — музыканты. Он молод, но он достаточно известный активист и правозащитник. Позиционирует себя как левый социал-демократ. Будучи юристом-консультантом правозащитной организации «Комитет за гражданские права», Николай защищал права заключенных, инвалидов, пенсионеров, верующих нетрадиционных конфессий, секс-меньшинств, выступал против точечной застройки, поддерживал экологов.
Он бывший член молодежного отделения партии «Яблоко», баллотировался в Госдуму, работал в участковой и территориальной избирательных комиссиях. До своего ареста Николай поддерживал «узников 6 мая» — выходил на пикеты в их поддержку к Следственному комитету.
6 мая Николая не задерживали, но спустя почти три месяца к нему пришли с обыском.
В его деле нет потерпевших, поскольку следствие не нашло якобы пострадавшего от него омоновца. Кавказскому предъявляют обвинение в «нанесении ударов руками и ногами сотрудникам ОМОНа», а основанием служит видеозапись, из которой очевидно, что его бьет дубинкой сотрудник полиции, а также показания лица, осуществлявшего эту видеозапись. Николай обвиняется только по одной статье — «Участие в массовых беспорядках».
На Болотной площади он никаких правонарушений не совершал. «Мы шли вместе в колонне, он выкрикивал лозунги, вот и все. Во время шествия он уговаривал нас не участвовать в противостоянии с ОМОНом, да и сам ушел с митинга сразу, как только узнал, что началась сидячая забастовка», — свидетельствуют те, кто был с ним на акции. Знакомые Николая по политической деятельности в один голос утверждают, что он всегда был сторонником ненасильственных действий.
На днях Николай был переведен в больницу СИЗО «Матросская Тишина», поскольку у него возникли проблемы со здоровьем. Он жаловался на головные боли, проблемы с печенью. Николай страдает ревматозом, сколиозом, дыхательной недостаточностью, болезнью сердца, гастритом, аллергией, дерматитом. Пребывание в СИЗО уже существенно ухудшило его здоровье. Кроме того, Кавказский не может есть тюремную пищу, поскольку он вегетарианец с четырех лет.