Из СИЗО выходит один из фигурантов «болотного дела» Николай Кавказский

«Особая буква»

Тюрьма закончена, арест продолжается

Тюрьма закончена, арест продолжается
Президиум Мосгорсуда постановил освободить одного из фигурантов «болотного дела» Николая Кавказского из СИЗО и перевести под домашний арест. Таким образом, суд удовлетворил надзорную жалобу защиты. В СИЗО активист провел больше года.
2 августа 2013
Находясь в заключении, Кавказский поправился на 20 килограммов из-за заболевания печени. На ухудшение здоровья защита активиста неоднократно обращала внимание судей, однако арест в качестве меры пресечения Кавказскому неизменно продлевался.

Еще 18 июля Верховный суд счел, что мера пресечения в виде заключения под стражей продлевалась Николаю Кавказскому на основании сведений, представленных следствием. «Содержат ли данные доказательства, помимо свидетельства причастности обвиняемого Кавказского к инкриминируемому ему деянию, о его намерении скрыться от следствия и суда или иным образом препятствовать производству по уголовному делу, судом не исследовалось».

Следует отметить, что Верховный суд в данном случае выглядит гигантским лайнером «Капитан очевидность» — в ста случаях из ста суды в России принимают решение об аресте обвиняемых, руководствуясь одной лишь позицией следователя о том, что обвиняемый «может скрыться, уничтожить улики по делу, оказать давление на свидетелей». При этом суды никогда не проверяют и вообще не пытаются оценить обоснованность заявлений следователя, объективно заинтересованного в том, чтобы обвиняемый находился за решеткой. Также Верховный суд указал, что нежелание кассационной инстанции (Мосгорсуда) отпускать Кавказского из-за того, что тот, будучи освобожденным из СИЗО, сможет согласовать показания с другими возможными участниками беспорядков, является незаконным. В связи с этим ВС поручил президиуму Мосгорсуда рассмотреть жалобу защиты Кавказского, что президиум Мосгорсуда и сделал в пятницу, изменив Кавказскому меру пресечения на домашний арест.

Вряд ли освобождение из СИЗО Кавказского является результатом правового прозрения судебных инстанций — другие содержащиеся в камерах обвиняемые по «болотному делу» продолжают там оставаться, хотя решение об их взятие под стражу принималось ровно по тем же основаниям, что и арест Кавказского. Скорее всего, государство пытается немного снизить градус нарастающего драматического накала вокруг «болотного дела».

Следует отметить, что до сих пор так и не освобожден другой обвиняемый, активист «Левого фронта» Владимир Акименков, несмотря на катастрофическое состояние здоровья (в тюрьме молодой человек, страдавший болезнью глаз, почти ослеп). Освобождать человека, состоящего в организации, лидер которой Сергей Удальцов обвиняется чуть ли не в подготовке восстания, государство никак не может себе позволить.