Борис Немцов, независимый кандидат на пост главы администрации города-курорта Сочи:
На выборах в Сочи творится беззаконие и произвол.
В прежние времена Сочи был курортом федерального подчинения. В бюджетах СССР и России он стоял отдельной строкой. Сейчас такой строки больше нет. Теперь город вообще лишен бюджета — с момента начала подготовки к олимпийским играм все финансирование идет через администрацию Краснодарского края. Для чего это сделано понятно: руководство края хочет оторвать самый лакомый кусок от олимпийского пирога. Лишившись бюджета, Сочи полностью потерял самостоятельность. Всем заправляют «кубанойды» — именно так прозвали сочинцы ставленников Краснодара. В их распоряжении фактически оказались земли, стройки и все остальное.
В последнее время краснодарская администрация пытается еще больше укрепить свои позиции в Сочи. В этом смысле мэрские выборы пришлись как нельзя кстати. Перед самым стартом избирательной кампании губернатор Краснодарского края Александр Ткачев привел из Анапы некоего Анатолия Пахомова, назначив его исполняющим обязанности главы города. Он же стал и кандидатом в мэры. Само собой, от «партии власти».
О Пахомове известно немного. В Анапе он заслужил два прозвища — «плиточник» и «пылесос». «Пылесос», потому что умел хорошо убирать мусор с улиц. А «плиточник» — за активную работу в деле укладки тротуарной плитки. Тут отдельная история: вряд ли бы у Пахомова возникло желание мостить улицы Анапы, не будь он совладельцем плиточного завода. Но это так, штрихи к портрету. В любом случае, каким бы плохим или хорошим, умным или глупым Пахомов не был, он является ставленником Ткачева. С этим приходится считаться. «Вот вам мэр на 10 лет» — заявил краснодарский губернатор, ясно дав всем понять, что никакой другой кандидатуры не будет.
Естественно, после таких слов Пахомов уверился в своей победе на выборах. Ни на какие дебаты он не ходит, с людьми не встречается. У него даже нет предвыборного штаба — его роль выполняет городская администрация.
Фактически, вся избирательная кампания в Сочи полностью заблокирована. Вы не увидите в городе ни одного предвыборного плаката, ни одного баннера, ни одной перетяжки. Всем кандидатам закрыт доступ к СМИ. Газеты было опубликовали свои расценки на агитационные материалы, но им быстро дали понять — сидите тихо и не высовайтесь, иначе будут проблемы.
Все это давно известная избирательная технология, позволяющая экономить финансы. При помощи административного ресурса из предвыборной кампании полностью выводятся СМИ, убирается наружная реклама и вообще все то, что в той или иной степени связано с агитацией. Пиариться позволено лишь одному единственному кандидату, на которого власти сделали ставку. Делается это для того, чтобы у электората сложилось впечатление, что никаких выборов вообще нет. Понятно, что в этом случае явка избирателей будет минимальной. Но это не важно — в урны будет подброшено столько «правильных» бюллетеней, сколько нужно.
В Сочи все присходит именно так.
Каждый вечер в новостных программах местного телевидения показываются сюжеты, рассказывающие о Пахомове и о тех успехах, которых ему удалось добиться на посту и.о. мэра. Возникает вопрос: как квалифицировать данные ролики? Если это новости, то почему в них дается информация о деятельности чиновника, который с момента вступления в предвыборную гонку находится в отпуске? Почему интервью Пахомова записаны в интерьерах городской администрации или в его рабочем кабинете? Это же все свидетельства явного злоупотребления служебным положением.
С другой стороны, если это агитация, то по какой причине она не оплачена из средств избирательного фонда? По нашим расчетам, стоимость всех сюжетов составляет почти 290 тыс. рублей. Эта сумма в три раза превышает предельно допустимый размер избирательного бюджета. Либо Пахомов пошел на перерасход средств более чем на 5 процентов (закон это категорически запрещает), либо вообще не рассчитался с исполнителями.
Собрав все эти и многие другие интересные факты, мы обратились в суд, с требованием отменить регистрацию Пахомова в качестве кандидата в мэры Сочи.
Процесс получился очень веселым. Приведу один яркий пример. Суду демонстрируется телевизионный сюжет: Пахомов агитирует избирателей голосовать за него. Делает он это непосредственно из кабинета главы города. Цвет стен, мебель, обстановка — все один к одному. Однако участвующий в судебном слушании представитель Пахомова данный факт отрицает. Он настаивает на том, что это никакой не мэрский кабинет, а всего лишь общественная приемная, арендованная на время выборов. Просто смешно! Но судье этих нелепых отговорок вполне хватило.
В итоге наше заявление, как и ожидалось, удовлетворено не было. Судья мотивировал свое решение так: «Заявитель не представил суду доказательств наличия каких-нибудь преимуществ, предоставленных кандидату Пахомову перед кандидатом Немцовым, которые могли бы нарушить или ограничить Немцова в избирательных правах». И еще добавил: «Я решил не вмешиваться, пусть решают избиратели».
Но возможность что-то решать избирателям, скорее всего, не представится. У Пахомова есть шанс стать мэром Сочи раньше срока. Неслучайно же перед администрацией города поставлен план по проведению досрочного голосования. Составляет он примерно 15 — 20 тыс. человек. Прямо по разнарядке: сегодня голосует такое-то государственное предприятие, завтра такая-то школа, такая-то больница...
Для всех досрочников придумана одна и та же легенда. «Когда вас спросят — гласит инструкция, — почему вы не можете быть 26 апреля в Сочи, говорите, что в этот день едете на кладбище в Краснодар». Интересно будет посмотреть, как вся эта 20-тысячная орава в день выборов двинется в направлении краснодарского кладбища.
Но организацией досрочного голосования борьба за победу Пахомова не ограничивается. Власти не гнушаются и «черным пиаром», направленным против всех независимых кандидатов. В том числе и против меня. Антипиар распространяется очень грамотно — по нарастающей к последней неделе. Так 17 апреля на одном из телевизионных каналов Сочи был показан документальный фильм под названием «Нижегородский миф или приключения попрыгунчика», в котором представленны якобы факты из моей биографии.
Я написал генеральному прокурору письмо с требованием возбудить уголовные дела по факту клеветы на руководителей местных телевизионных компаний. Также мы требуем от руководства каналов дать мне право на ответ. По закону о СМИ, если есть клеветническая или недостоверная информация, то издания и студии обязаны предоставить эфирное время пострадавшему.
В кратце остановлюсь на некоторых моментах фильма. В фильме говорится, что моя жена — азербайджанка. Делается это для того, чтобы настроить против меня сочинскую диаспору армян. На самом деле моя супруга — наполовину русская, наполовину татарка. Далее — авторы фильма утверждают, что я развалил Нижегородскую область. Что я могу на это ответить? Когда я только начал руководить областью, она по уровню развития занимала пятидесятое место! В момент моего ухода с губернаторского поста Нижегородская область уже входила в десятку сильнейших регионов страны. Один тот факт, что меня четыре раза избирали главой области, говорит о многом. Продолжим — создатели этого «шедевра» говорят, что проведенная мной коммунальная реформа (в период моей работы в правительстве) привела к росту тарифов. Это откровенная ложь. Я в правительстве не работаю уже 11 лет. Рост тарифов начался с приходом в Кремль команды нынешнего премьера.
И последнее замечание. К содержанию фильма оно касательства не имеет. По официальной версии авторами фильма являются сочинские журналисты. Но откуда тогда в нем вдруг появились известные московские «пиарщики» Глеб Павловский и Сергей Доренко? Мне это не понятно. Выводы делать не берусь — решайте сами.
Следующим шагом властей, направленным против меня, стало вмешательство в избирательный процесс спецслужб. 20 апреля начальник сочинского ГУВД генерал Берилло выступил по местному телевидению и пугал сочинцев тем, что в город съезжаются негодяи и провокаторы для организации массовых беспорядков. На самом деле речь идет о наблюдателях, которые приезжают из разных городов страны, чтобы предотвратить готовящиеся властями массовые фальсификации. Теперь понятно, кто эти ужасные «преступники», которых боится Брилло, — наблюдатели. Ну что же, это вполне объяснимо.
Что еще предпримут мои противники из администрации Сочи, предположить трудно. Но уже сейчас ясно, что травля будет продолжаться вплоть до последнего дня избирательной кампании. «Кубанойдам» во что бы то ни стало нужно посадить в мэрское кресло слабовольного и управляемого Пахомова и окончательно подчинить себе Сочи. Слишком уж высоки ставки: многомиллиардный олимпийский бюджет, как никак.
Юрий Дзагания, кандидат на пост главы администрации города-курорта Сочи от КПРФ:
Комунисты убеждены, что Пахомов — это последний патрон в кадровой обойме губернатора Ткачева.
Выборы мэра Сочи отличаются беспрецедентным давлением на избирателей. Кандидаты лишены возможности проводить агитацию в средствах массовой информации. СМИ запрещенно предоставлять им печатные полосы, телевизионные и радиоэфиры. Тому есть масса не только косвенных, но и прямых доказательств. Недавно я позвонил коммерческому директору одной радиокомпании и поинтересовался, по какой причине мне было отказано в предоставлении эфира. В ответ я слышу: учредитель настойчиво рекомендовал нам не участвовать в избирательной кампании.
В свою очередь, для кандидата от «партии власти» Анатолия Пахомова двери издательств и телеканалов открыты. Все СМИ, какие только есть в Сочи, размещают его агитационные материалы. Чаще всего под видом новостей. Мол, он был там-то, сказал то-то и так далее. Все это, конечно, незаконно.
Мы неоднократно обращались в избирательную комиссию по этому вопросу, но всегда получали один и тот же ответ: оснований для разбирательства нет. Подавать же иски в суд бессмысленно. Сочинский суд полность зависим от администрации. Приведу пример, пожалуй, одного из самых абсурдных решений нашей Фемиды. Как известно, кандидаты от политических партий должны выдвигаться на партийных конференциях, съездах, собраниях. Так определено федеральным законодательством. Однако кандидат от «Единой России» выдвигался решением местного политсовета. Здесь судья почему-то не нашел противоречия с федеральным законом.
Совершенно вопиющая ситуация у нас с досрочным голосованием. Им напрямую управляют из мэрии. К примеру, вызывают директора какого-нибудь завода к одному из руководителей городской администрации под видом производственного совещания. И дают ему четкие указания: как, когда и где коллектив предприятия должен проголосовать досрочно. Ну, в частности, было объявлено, что 17 апреля голосуют люди, проживающие на территории Центрального района города, а 20 апреля — на территории Хостинского района. Мы уже не раз видели эту процедуру: людей на автобосе подвозят к избирательному участку и ждут, пока они проголосуют. У нас есть видеосъемка, фотографии. Все это неоспоримые факты.
Здесь налицо вмешательство администрации с целью поддержки конкретного кандидата. Ведь ясно же, за кого голосуют досрочники — за Анатолия Пахомова.
На выборах прошлого года в Сочи досрочно проголосовало более 14 тыс. человек. Учитывая, что в городе проживает всего 290 тыс. избирателей, из них реально в выборах принимает участие только половина (с большой натяжкой) — получается более 10 — 12 процентов. В нынешних условиях этот показатель будет гораздо выше. Только в первый день в досрочном голосовании приняло участие 1,5 тыс. человек.
Надо сказать, что и в прошлые годы выборы в Сочи не отличались честностью. Но сейчас ситуация достигла критической точки. Складывается впечатление, что губернатор Краснодарского края пошел ва-банк. Он готов нарушать абсолютно все законы — писанные и неписанные, — для того, чтобы удержаться в кресле. Ткачев явно хочет показать, кто в доме хоязин, и тем самым укрепить свой авторите в глазах Москвы.
Подробно говорить о том, кто такой Пахомов, нет смысла. Самое удачное определение ему дал Евгений Ращепкин, второй секретарь Краснодарского крайкома КПРФ. В одном из своих интервью он сказал: «Пахомов — это последний патрон в кадровой обойме губернатора Ткачева».