Кадыров просит Путина вновь стать президентом

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — специально для «Особой буквы»

Первая предвыборная ласточка прилетела из Чечни

Первая предвыборная ласточка прилетела из Чечни
Рамзан Кадыров мечтает, что Владимир Путин вновь займет президентское кресло и останется в нем до конца жизни.
27 октября 2010
В интервью журналу Newsweek глава Чеченской Республики призвал премьер-министра принять участие в выборах 2012 года, став, по сути, первым российским политиком, открыто высказавшим эту идею.

По словам Кадырова, возвращению Путина в Кремль не должна помешать даже Конституция, особенно в той ее части, где она ограничивает срок президентских полномочий. «Я хочу, чтобы он был президентом до тех пор, пока он жив», — сказал чеченский лидер.

Еще более интересным выглядит объяснение Рамзана Кадырова своей позиции. Говоря о Путине, он заявил, что любит премьера так, как мужчина может любить мужчину. «Я его очень люблю как мужчина мужчину. Он человек слова; он принес Чечне мир. Мы были в руках бандитов, алкоголик Ельцин нас бомбил. Те, кто критикует Путина, — это не люди, это мои личные враги. Пока Путин за меня, я могу делать все что угодно. Аллах акбар!»

Столь категоричное выступление главы Чеченской Республики не стало для экспертов неожиданностью, ведь он уже не в первый раз желает Путину пожизненного президентства. Три года назад в интервью журналу «Коммерсант-Власть» Кадыров сделал похожее заявление: «Мое мнение — если мы хотим сохранить целостность России, если мы хотим, чтобы у нас была великая держава Россия, то должен быть президент Путин. Почему в Казахстане пожизненно можно быть президентом? Или в Туркменистане? Почему в России не может такого быть?»

Стоит отметить, что пока ни Владимир Путин, ни нынешний глава государства Дмитрий Медведев напрямую не обозначали своих президентских амбиций. На вопросы журналистов, намериваются ли они участвовать в выборах 2012 года, оба неизменно отвечали, что пока не решили между собой этот вопрос.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

В общем, Кадыров и сам все сказал. «Пока меня поддерживает Путин, я могу делать все что угодно. Аллах акбар!» А уж под словом «все» каждый пускай понимает что хочет. Но у меня лично складывается такое впечатление, что это «все» означает «все-превсе». Благодаря Путину Кадыров и сам фактически стал пожизненным президентом. Учитывая его молодость, править Чечней он может просто фантастически долго, если, конечно, не делать скидку на взрывоопасную во всех смыслах ситуацию в регионе. Но теоретически в Чечне ее верховный правитель может получить такую власть, какой даже у Туркменбаши не было, упокой Аллах его душу.

С этим все ясно. Не ясно другое: чем же Медведев Кадырову не угодил? Ведь ситуация сейчас не совсем такая, как в 2007-м. Тогда мы всем миром уговаривали «Сиятельного» не покидать свой пост и для этого всего-то и требовалось, что раздербанить Конституцию. Что в нашей стране совершенно не проблема и делается едва ли не ежедневно. Но здесь мы имеем уже другого президента. И Кадыров предлагает подчиненному Путину отодвинуть в сторону начальника Медведева! Для нашей страны, мягко говоря, нетривиальная идея. У нас первое лицо государства — почти Бог, за исключением короткого горбачевско-ельцинского периода. И нельзя просто так взять и сказать: давай-ка, слазь, пускай другой командует. У Кадырова, конечно, свой особый взгляд и очень отдельный внутренний мир. Но все равно, главе региона открыто наехать на главу страны — это слишком.

При этом я не думаю, что «заява» Рамзана Ахматовича будет иметь какие-то практические последствия. Если Путин и встанет вместо Медведева, то не потому, что его об этом попросил Кадыров. Три года назад кто только ни просил, но решение принималось сообразно совершенно иным мотивам.

И Медведев вряд ли будет как-то реагировать на Кадырова. Да и что он реально может с Кадыровым сделать? Да с ним и Путин ничего сделать не может! Путин может позволить Кадырову делать все что угодно, но вот запретить делать хоть что-нибудь — это вряд ли. Так что просто примем к сведению выступление хозяина Чечни: мол, вот такой он простой и открытый человек — что думает, то и говорит.