Рунет голосует за компартию

Владимир ТИТОВ,

«Особая буква»

Партия точка ком

Партия точка ком
Срез интернет-сообщества по нескольким плоскостям и на разную глубину дал один и тот же результат: КПРФ готов поддержать каждый третий, тогда как «Единая Россия» еле-еле набирает необходимые для прохождения в парламент 7 процентов.
31 октября 2011
В преддверии парламентских выборов, до которых сейчас остается чуть больше месяца, социологи наперегонки проводят опросы о политических пристрастиях граждан. Такие признанные титаны статистики, как «Левада-центр» и Всероссийский центр изучения общественного мнения, выдают политически грамотную картину, демонстрирующую бесспорное лидерство «Единой России». Сомнение вызывает лишь одно: сможет ли партия власти повторить успех 2007 года и завоевать конституционное большинство в парламенте или придется довольствоваться простым арифметическим перевесом. Однако данные опросов в Интернете дают другие результаты.

 

Несколько политизированных сайтов запустили опрос, участникам которого предлагалось высказаться в поддержку одной из партий, допущенных к выборам (либо заявить о своем намерении проигнорировать волеизъявление, испортив бюллетень или просто бойкотировать выборы, сидя дома). Результаты опросов, проведенных на сайтах «YTPO.ru», «Газета.Ru» и «Общество правых пропагандистов», дали результаты, которые должны кое-кого заставить призадуматься. Во-первых, многие участники опроса заявили о принципиальном недоверии грядущим выборам. Во-вторых, партия власти не только не получила поддержки большинства, но, напротив, оказалась не на первом и даже не на третьем месте. А в-третьих, по данным опросов, с большим отрывом победила Коммунистическая партия Российской Федерации.

Являются ли данные опросов в Интернете объективными, следует ли воспринимать их всерьез? Да, являются, да, следует. И на то имеются весомые основания.

Среди «чистой публики» — тех, кто не сидит на асфальте Триумфальной площади и не устраивает эротические игры с курицей с последующим обнародованием фотоотчетов, — принято скептически относиться к организующей и мобилизующей роли Рунета. И это справедливо.

Последние годы показали бесперспективность попыток организовать сколько-либо внушительные политические действия с помощью одних лишь онлайновых инструментов. (Исключение — народный сход на Манежной площади 11 декабря 2010-го, но там ключевое значение имела солидарность фанатских «фирм», а не количество репостов в «ЖЖ»). Над чудаками, мечтающими творить историю с помощью «лайка» и «ретвита», уже как-то и смеяться неловко.

Однако если собрать многотысячный митинг с помощью агитации в Интернете — задача невыполнимая, то провести в Сети достоверный опрос общественного мнения вполне возможно.

Конечно, доверие к онлайн-опросам подрывает такой фактор, как накрутка — то есть противоестественное изменение рейтинга с помощью разных по сложности и эффективности механизмов. Не вдаваясь в технологию накруток и их обнаружения, скажем, что в нашем случае про этот фактор можно забыть. Потому что в нашей политической ситуации это не имеет никакого смысла. Можно пытаться манипулировать общественным мнением, если оно определяет конечный результат. Но если конечный результат определяет похожий на спешенного Санта-Клауса бородатый господин, которому позвонят и скажут, какие цифры должны быть озвучены по окончании голосования, — зачем тратить время, силы и средства, фальсифицируя предвыборную статистику?

Еще один аргумент в пользу достоверности полученных результатов — то, что они получены при анализе «непересекающихся множеств». Судите сами…

«Общество правых пропагандистов» — сайт не из самых популярных, хотя и маргинальным его обозвать нельзя: каждый день его посещают полторы-две сотни человек. С другой стороны, ОПП — достаточно узкоспециализированный ресурс, и среди этих полутора-двух сотен ежедневных посетителей совсем уж случайных людей немного. Основная аудитория этого и подобных сайтов — молодая националистическая интеллигенция. Следовательно, итоги опроса, размещенного на нем, демонстрируют результат по данной фокус-группе.

«Газета.Ru» и «YTPO.ru» находятся в иной весовой категории. Их информационное «меню» разнообразнее, их аудитория, соответственно, шире и разнороднее. В то же время каждый из этих двух сайтов имеет свою специфику.

«YTPO.ru» — в меру официозный и слегка желтоватый ресурс, не чурающийся публиковать сплетни из жизни звезд эстрады и инопланетян. «Газета.Ru» более чопорная в плане выбора тем, а в политической направленности склоняется к буржуазно-демократической умеренной оппозиции.

И, что немаловажно, ни один из трех перечисленных сайтов не является рупором КПРФ и не замечен в попытках продвигать социалистическую идеологию.

Итак, срез общества по нескольким плоскостям и на разную глубину дал один и тот же результат: КПРФ готов поддержать каждый третий, тогда как «Единая Россия» еле-еле набирает необходимые для прохождения в парламент семь процентов, уступая и ЛДПР, и эсерам, и даже, стыдно сказать, «Яблоку».

Из этого, конечно, не следует вывод о том, что в стране внезапно размножились приверженцы марксизма-ленинизма, сторонники советской реставрации или просто поклонники «дяди Зю».

Результаты опроса свидетельствуют скорее о том, насколько распространены в обществе протестные настроения и низок реальный рейтинг власти.

В 2007—2008 годах прокремлевские силы одержали небывалую победу. Они сосредоточили в своих руках всю полноту власти и в центре, и в регионах (Кавказ стоит особняком — несмотря на заоблачные значения поддержки «национального лидера», партии и правительства в северокавказских республиках). Насколько эта победа была честной, не важно: в политике и на войне победителей не судят. Реакцию общества на это можно назвать сдержанной. Массового ликования не наблюдалось, но и серьезных акций протеста тоже не зафиксировано. «Коль сумел ты усидеть — так тебе мной и владеть»: посмотрим, что у вас получится», — рассуждали многие.

С одной стороны, получилась образцовая политическая стабильность. Парламент работает в ансамбле с правительством, без лишней болтовни (ибо «не место для дискуссий») принимает нужные законы. Вертикаль власти утверждается везде и всюду — избираемых народом мэров заменяют на сити-менеджеров. Патриотическая молодежь занимается спортом и слушает познавательные лекции в лагере на озере Селигер, изредка отвлекаясь, чтобы устроить драку в супермаркете. Системная оппозиция загнана в гетто. Несистемная вырождается в кучку городских сумасшедших. Правда, есть еще русское националистическое движение, есть крепко спаянные боевые «фратрии» — такие как сообщества футбольных фанатов или байкеров. Но эти группы разрознены, лишены рычагов влияния на власть и не имеют доступа к популярным СМИ. Наиболее гибких лидеров и активистов можно попробовать прибрать к рукам, самых упертых — посадить на двузначный срок или ликвидировать. Держава в порядке, можно спасть спокойно.

Но бронзовение стабильности проходило на фоне системного кризиса. И экономический упадок конца 2008-го, последствия которого наша страна, если верить официальным сообщениям, преодолела, — еще не самое худшее. Налицо несоответствие выстроенной системы государственного управления требованиям действительности.

Проявления системного кризиса разнообразны. Это природные и техногенные катастрофы, которые не получается предупреждать и эффективно преодолевать. Лесные пожары, которые тушить некому и нечем (страна большая, а «самолет-амбиция» всего один!). Тонущие теплоходы, падающие самолеты и рушащиеся плотины. Неконтролируемый поток мигрантов из бывших братских республик, везущих в Россию холеру, чесотку и героин. Дикие выходки «тоже россиян» с пока еще российского юга. Станица Кущевская и поселок Сагра, ставшие символом разгула организованной преступности на фоне проплаченного равнодушия «правоохранительных» органов.

А еще беспредел «мигалок» на дорогах; преступления бандитов в полицейской форме; реквизиции земельных участков (в Сочи и в Москве); рейдерские захваты предприятий; суды, которые принципиально не принимают решения в интересах стороны защиты; «распилы» и «откаты», которые вот-вот будут легализованы — настолько массовым явлением они стали.

Конечно, все можно объяснить несознательностью населения, наследием «лихих 90-х» (не вдаваясь в подробности, чем занимались в эти годы нынешние патриоты-державники) или происками Запада. Но всю страну невозможно собрать на Селигере и внушить политически грамотное видение положения. А потому многие приходят к простому выводу: кремлевские, забрав себе всю власть, не справляются. И поддержка КПРФ — в значительной степени выражение протеста власти.

Почему именно КПРФ? Из всех партий, допущенных к выборам, компартия производит впечатление наиболее последовательной оппозиционной силы. Тогда как «Справедливая Россия» вряд ли сможет в обозримом будущем отмыться от клейма кремлевского проекта, да и партия Жириновского нередко демонстрировала, деликатно выражаясь, чрезмерную гибкость. Кроме того, КПРФ — это сила без кавычек. В то же время шансы вполне оппозиционного и независимого «Яблока» остаются призрачными: все-таки либеральный электорат уступает в численности социалистическому. А это значит, что те, кто на выборах решит действовать по стратегии Навального («за любую партию, кроме ПЖиВ!»), скорее сделают ставку на фаворита, каковым в данном случае является КПРФ.

Итак, общественность высказала свое мнение. Нет сомнений, что «серьезные люди» приняли это во внимание. Теперь очередь за Белым домом, Старой площадью и Кремлем.

Люди, руководившие страной последние 12 лет, декларировали принципы «компромисс — удел слабых» и «никаких переговоров с …». Правда, иногда они все-таки шли на компромиссы и переговоры — если сталкивались с давлением реальной силы и проще было договориться, чем пытаться подавить. Однако сейчас ставки слишком высоки: на кону монополия на власть.

Уже совсем скоро мы узнаем, чем разрешится это противоречие.

P.S.

Форма для голосования, висевшая несколько дней на сайте «YTPO.ru», к 28 октября исчезла.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов