Несколько историй о том, как фальсифицировали итоги выборов

Михаил АСКЕТОВ,

«Особая буква»

Вбросаемая Россия

Вбросаемая Россия
Партия власти прибегла в ходе этих выборов к беспрецедентному давлению на избирателей.
5 декабря 2011
Результаты социологических исследований, проводившихся в течение года перед парламентскими выборами, были весьма печальными для правящих элит. Рейтинги «Единой России» снижались. Тут сказывалось множество факторов: и усталость народа от одних и тех же лиц на политическом олимпе, и бесконечные коррупционные скандалы — от госзакупок до «мигалок», и растущее высокомерие чиновничества, и многое другое. Настроения граждан, особенно в крупных городах, становились все более схожими с настроениями советских людей в середине 80-х — раздражение от официозной пропаганды, разговоры «на кухнях» (точнее, в Интернете), желание «свалить из страны, если ничего не изменится». В таких условиях обеспечивать успех партии власти на выборах в Госдуму при помощи оболванивающей пропаганды на федеральных каналах было уже невозможно. Разумеется, власть никогда не чуралась наглых фальсификаций, но на выборах 2011 года подтасовки приобретали особенную важность.

 

Президент Дмитрий Медведев сомневается в подлинности видеороликов, появившихся в YouTube и показывающих нарушения на избирательных участках, но требует от правоохранительных органов провести расследование в связи с обращениями. «Я посмотрел какие-то ролики, люди вывешивают... Там на них и не видно ничего. Кричат: «караул», «безобразие»... Хотя, конечно, по нарушениям необходимо будет разбираться, — сказал он на встрече со своими сторонниками. — Но в любом случае я считал и считаю, что «Единая Россия» выступила достойно». РИА «Новости» также приводит следующее высказывание президента: «Очевидно, что прошедшие выборы были принципиально отличны от того, что мы все видели до этого… «Единая Россия» получила ровно то, что она имеет, не больше и не меньше, в этом смысле это честные, справедливые, демократичные выборы».

В день голосования сообщения о нарушениях поступали валом. В одной только Москве были зафиксированы десятки случаев вбросов, удаления наблюдателей, «каруселей».

Вброс бюллетеней — наиболее распространенная форма фальсификации на столичных участках. Вбрасывали бюллетени килограммами. Вот лишь несколько примеров.

На участке №174 (улица Тимура Фрунзе, дом 3 корпус 1) вброс был осуществлен еще до начала голосования — либо вечером 3 декабря, либо совсем уж ранним утром 4-го. Когда перед началом голосования на участок явились наблюдатели от КПРФ, они обнаружили, что в одной из урн уже находятся бюллетени, — установить это можно было при помощи нехитрого способа свечения фонариком в прорезь. Члены УИКа бились за странную урну со странными бюллетенями не на жизнь, а на смерть — даже расцарапали лицо коммунисту, члену комиссии с правом решающего голоса Владимиру Шахпаронову. В итоге уже ближе к вечеру прибывшие на участок оппозиционные депутаты Госдумы сумели добиться вскрытия урны. На председателя комиссии было жалко смотреть: припертая к стенке Валентина Егорова так и не сумела объяснить, откуда в урне взялись бюллетени еще до старта голосования.

В Хорошево-Мневниках на несколько участков явились странные люди с поясными сумками, в которых уже находились пачки бюллетеней с проставленными за всем известную партию галочками. Благодаря тому, что журналистам удалось заблаговременно внедриться в группы подтасовщиков, их незаконная деятельность была разоблачена.

На многих других участках о подтасовках стало известно уже после вскрытия урн. Например, на участке №1823 наблюдатели обнаружили, что многие бюллетени сложены в тугие пачки, — люди не опускают бюллетени в таком виде, они просто не пролезут в прорезь. При попытке снять на видео этот вопиющий признак фальсификации наблюдатели едва не были выдворены с участка.

На избирательном участке №2156 были зафиксированы попытки удаления члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса от «Справедливой России» — его жалобы комиссией не принимались и не рассматривались. Отметим, что данный участок открылся с неопечатанными переносными урнами для голосования вне помещения УИК. Указанные переносные урны не были опечатаны на 12.00 по Москве. Кабины для голосования не были оборудованы согласно законодательству и не обеспечивали тайну голосования — для заполнения бюллетеней избирателям был предложен неогороженный стол, на котором граждане заполняли бюллетени совместно, по два-три человека.

В участковой избирательной комиссии №81 в Гранатном переулке наблюдатели от партии «Яблоко» попытались пресечь попытку вброса, после чего члены УИК начали выдворять их.

Отдельно стоит отметить роль территориальных избирательных комиссий в организации фальсификаций. Например, секретарь одного из УИКов на востоке столицы (район Новокосино) Мария Амалицкая сообщила «Особой букве», что из ТИК поступали инструкции заполнять итоговые протоколы карандашом — чтобы облегчить в дальнейшем фальсификации.

Так же примечательна роль «гастролеров» из прокремлевских молодежек при голосовании в Москве. С участка №679 поступил сигнал, что там массово голосует молодежь из Ярославля — все по открепительным удостоверениям. Урны на участке располагались полностью вне зоны видимости наблюдателей. Кабины были расположены таким образом, что не каждая из них обеспечивала тайну голосования.

После волеизъявления указанная молодежь (примерно 50 человек, почти все в одинаковых дождевиках белого цвета) организованно покинула участок и направилась пешком на ВДНХ (павильон №57). Этот павильон был полностью заполнен молодыми людьми, которые выходили из него централизованно, колоннами. Никакого общественного мероприятия внутри не проводилось, молодые люди в павильоне преимущественно спали, в том числе использовали матрацы и иные спальные принадлежности (судя по наблюдениям через стекло извне).

То есть сложилась следующая ситуация: в столице шастали группы молодежи из различных регионов, свезенные в Москву под видом неких «фестивалей», «сборов», «съездов» и прочего организационного фальшака, голосовали по открепительным, скорее всего, не по одному разу — нет никаких оснований быть уверенным в честности членов УИК и ТИК. Ночевала вся эта ликующая гопота в одном из павильонов ВДНХ — причем, хотя прокремлевцев свезли туда для участия в некоем съезде, на самом деле на ВДНХ был установлен павильон для политических наемников.

 

Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Елена Боровская, Евгений Порошин, Мария Пономарева, Александр Газов