Победа оппозиции на выборах 4 декабря обернулась для одного северного городка большими проблемами

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква»

Проголосовали им на победу, себе на беду

Проголосовали им на победу, себе на беду
В условиях относительно честных выборов в некоторых населенных пунктах северо-запада страны к власти пришла оппозиция. И теперь понятия не имеет, как ей быть, потому что работать с оппозицией все или боятся, или не хотят.
22 декабря 2011
Горно-обогатительному комбинату «Карельский окатыш» фактически принадлежит вся Костомукша. В том смысле, что он и основной работодатель, и владелец роскошного Дома культуры, и основной «спонсор» городского бюджета, и, что самое главное, обладатель котельной, отапливающей жилой фонд. За эти радости цивилизации комбинат требовал подавляющего большинства его работников в местном совете и, конечно, поголовного членства в «Единой России» всего управленческого аппарата. Но выборы 4 декабря, по итогам которых 11 из 18 кресел совета достались эсерам, нарушили этот привычный расклад. Что делает «Окатыш»? Он рвет с городом все отношения. Фейерверк на Новый год отменяется. Сцена в ДК предоставляется под концерты только на основе договора аренды. А еще надо поговорить о тепле… Вот вам и победа оппозиции.

Замечательный карельский городок Костомукша

Наша маленькая карельская Костомукша является истинной жемчужиной Севера. Российский размах и скандинавский вкус. Советское наследие и соседка Евросоюза. Медвежий угол и окно в Европу.

Строили наш город всем миром, причем это не игра слов: Костомукшу возводили финны — и город, и градообразующий горно-обогатительный комбинат. В постсоветские времена он был приватизирован, акционирован, получил гордое имя «Карельский окатыш» и в конце концов на корню был приобретен Алексеем Мордашовым и его «Северсталью».

Вся история города неразрывно связана с комбинатом. Он и основной работодатель, и владелец роскошного костомукшского Дома культуры, и, что самое главное, обладатель котельной, отапливающей жилой фонд. А это уже не шутки.

С годами отношения между городом и комбинатом сложились ясные, как взгляд василиска. То есть Костомукша стала восприниматься заводскими управленцами как некая общага, им принадлежащая, куда они по доброте душевной поселили своих рабочих. А могли бы вообще-то ночной клуб открыть.

Но к своим обязанностям кормить город комбинат всегда относился добросовестно. Естественно, собираемых муниципальной казной налогов не хватило бы на все то, что могут позволить себе костомукшане, насмотревшиеся на буржуйскую жизнь (до Евросоюза 35 километров, и визы есть у всех). Поэтому дополнительные социальные обязательства, которые брал на себя «Карельский окатыш», изрядно выручали горожан.

Чья основная сценическая площадка в городе? «Окатыша», и она предоставляется под все городские торжества бесплатно. Кто является соучредителем городской газеты? «Окатыш», и «районку» бесплатно печатает типография, принадлежащая комбинатовской «дочке». Какие в Костомукше главные праздники? Новый год и День металлурга, и комбинат берет на себя все расходы по их организации — приглашению артистов и тому подобное. Даже главную городскую елку привозили, пока город не купил искусственную. Одним словом, хорошую жизнь руководители комбината землякам обеспечивали, требуя взамен только одного: абсолютного слепого повиновения.

В этом стремлении контролировать все стороны жизни Костомукши дирекция предприятия доходила до маразма. В начале 2000-х приехал из Череповца новый директор по экономике, молодой и ретивый, и зачем-то начал скупать всю нежилую недвижимость в городе. Торговые центры, кинотеатр, подвалы — все подчистую становилось собственностью «КО». А когда все было скуплено, экономист задался вопросом, вертевшимся на языках всего города: «А на хрена?..» Не найдя ответа, он недвижимость распродал.

С этой же непонятной целью от выборов к выборам комбинат сажал в кресло мэра своего ставленника. В буквальном смысле бывшего работника. А с недавних пор — целых двух, потому как теперь в Костомукше есть отдельно глава города и отдельно — глава администрации. На кой черт 30-тысячному городку два руководителя, я не пойму никогда.

Были эти ребята в большинстве своем грамотными управленцами, и претензий к ним у горожан не было. Все, что требовал комбинат, — это подавляющее большинство его работников в местном совете. Ну и, конечно, поголовное членство в «Единой России» всего управленческого аппарата.

Позиции правящей партии в этом городе, буквально нанизанном на вертикаль власти, казались незыблемыми. К прошлым выборам «ЕдРо» готовилось по всем законам военного времени, приглашая самых лучших пиарщиков и покупая все, что готово было продаться. А на этот раз ячейка вела себя как-то расслабленно. Ну посудите сами: баллотирующиеся в местный совет известные товарищи — сплошь партийные, а которые от справороссов идут или от коммунистов — так их никто знать не знает. Рейтинг узнаваемости — ноль. Не видим соперников. За два дня до выборов главный «медведь» города рапортовал вышестоящему начальству, что уж меньше 60 процентов за партию город отдать просто не может.

Каково же было изумление жителей Костомукши, когда по окончании подсчета голосов стало ясно, что в Законодательное собрание республики город избрал двух депутатов, и оба — эсеры. Да что там Заксобрание: из 18 депутатов местного совета на четырех единороссов приходится 11 народных избранников, прошедших по списку «Справедливой России»!

Конечно, последующий анализ произошедшего высветил картину, характерную для выборов-2011 в целом. Наплевав на рейтинг узнаваемости, избиратель проголосовал не за конкретных людей, а против «ЕдРа». Опять же против не конкретных людей, а партии в целом. Причин объяснять смысла не вижу, об этом вся страна гудит.

Анализ анализом, а город в шоке: кто править будет? У «новой элиты» совершенно нет опыта, а представителей элиты старой не позволит оставить у руля партийная дисциплина. Народ только-только начал потихоньку коситься в сторону комбината, чтобы услышать мудрый совет, как тот снова впал в маразм.

Что должен сделать мудрец, если ситуация стала развиваться не так, как он привык? Замереть и переждать, потом проанализировать, подстроиться и снова взять происходящее под контроль. Грубо говоря — перевербовать тем или иным образом новых властителей города. Переговорами с ними, переговорами с их партийным руководством в столице республики, подкупом, лестью — но договориться. Что делает «Окатыш»? Он рвет с городом все отношения. Фейерверк на Новый год отменяется. Сцена в ДК предоставляется под концерты только на основе договора аренды. А еще надо поговорить о тепле.

Это основная нить в вожжах, которыми «Окатыш» столько лет правил Костомукшей. Из года в год у города накапливается до полутора сотен миллионов рублей долга перед градообразующим предприятием за теплоснабжение. Оплачивать тепло стопроцентно жители не в состоянии, это нереальные суммы — природного газа здесь нет, все на мазуте. Из положения выходили экономически изобретательно. Муниципалитет, правительство республики, «Карельский окатыш» и «Северсталь-Ресурс» ежегодно заключали четырехстороннее соглашение. Суть его состоит в том, что правительство Карелии берет на себя обязательства часть сверхпрогнозных налоговых поступлений в региональный бюджет с территории города направлять на реализацию социально значимых программ в Костомукше. Основным налогоплательщиком в Костомукше является ОАО «Карельский окатыш». Получается, что по итогам года он перечисляет в бюджет республики несколько сотен сверхплановых миллионов, часть из которых карельские власти возвращают в муниципальную казну. Скажем, в 2011 году в местный бюджет Костомукши дополнительно будут перечислены из республиканской казны 185 млн рублей. И вот из этих денег город и возвращает долги за тепло. Так вот: после оглашения результатов выборов четырехстороннее соглашение на 2012 год оказалось под серьезной угрозой. А не будет соглашения — город станет банкротом.

Чем ответит Костомукша на такой демарш комбината, спросите вы? Ничем. Ей нечем ответить. Тогда вы спросите: если никакой угрозы комбинату город не представляет, зачем тамошнее руководство прикладывало титанические усилия для того, чтобы держать бразды правления в руках? Зачем хомячку покупали намордник? Не знаю, этот вопрос нужно переадресовать психиатрам.

Плохо другое. Простой ход — мол, вот не избрали наших, а новые вон до чего довели ситуацию — уже не пройдет. Народ знает, кто виноват, и комбинат знает, что народ знает. Поэтому постановка вопроса будет куда суровее, без всяких политесов и игр в демократию: или с нами во главе, или никак.

Хуже всего то, что так будет по всей стране. Объяснять этим дуболомам, что такое противостояние ударит прежде всего по их бизнесу, совершенно бесполезно. Казалось бы, простая логика: если в городе не будет тепла и развлечений, люди начнут уезжать. В первую очередь соберут чемоданы высококлассные специалисты. Ну и кто тогда будет у тебя работать? Но эта логика не для генеральных директоров, привыкших рулить городами и поселками через марионеточных глав поселений. Они просто в это не верят. Так же как не верили в то, что «Единая Россия» может проиграть.

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов