Избирательный штаб Путина ищет наблюдателей — у премьера нет своей системы мониторинга нарушений

Комментирует Сергей Митрохин,

председатель партии «Яблоко»

Наблюдательный пунктик

Наблюдательный пунктик
Путин долго был единственным кандидатом в президенты без своих наблюдателей, что понятно: на него работала вся административная система. Но в штабе премьера поняли, что рассчитывать только на чиновников нельзя, и вплотную занялись вербовкой.
30 января 2012
Руководитель избирательного штаба премьера Станислав Говорухин заявил, что готов сформировать корпус наблюдателей на выборах, мотивируя это возможными нарушениями со стороны других кандидатов. Конечно, самым легким вариантом было бы привлечь членов «Единой России», но, судя по всему, команда Путина пытается дистанцироваться от стремительно теряющей популярность правящей партии. Посему, вероятно, будут привлекаться неполитические организации, входящие в «Общероссийский народный фронт». Можно с уверенностью прогнозировать, что вскоре медиапространство ожидает вал сообщений и сканированных инструкций о том, как должны защищать своего кандидата наблюдатели Владимира Владимировича. Ведь из-за срочности говорить о тщательном отборе рекрутов не приходится — возьмут всех желающих.

 

Быть наблюдателем на выборах неожиданно стало модным. Сейчас в их ряды записываются не только политические активисты и сторонники отдельных партий, но и просто неравнодушные россияне, не могущие в силу обстоятельств или не желающие ходить на митинги протеста, но стремящиеся не остаться в стороне от происходящего в России («Особая буква» писала об этом здесь и здесь). Однако можно предположить, что число наблюдателей на президентских выборах вырастет в разы по сравнению с декабрьскими.

По информации «Известий», приглашения быть наблюдателями от штаба Путина ждет молодежное крыло Ассоциации юристов России. «Мы хотим отследить все нарушения. Но нам нужен пропуск на выборы от кого-то из участников. Мы дали информацию о нашей готовности работать, сейчас обсуждаем разные варианты», — сказал газете председатель координационного совета молодых юристов Денис Паньшин.

Но молодые юристы — капля в море. Чтобы закрыть все участки, команде премьера придется рекрутировать какие-то региональные организации. Понятно, что кроме ОНФ люди есть у отделений «Единой России». И, что бы ни говорили о желании Путина дистанцироваться от этой партии, именно ее членам и придется мониторить нарушения. Ну а какими методами они это делают, всем известно: наблюдателей от других партий будут всячески устранять с избирательных участков, заводить на них дела и тому подобное — все это было с успехом апробировано на декабрьских выборах в Госдуму.

Вот и получится, что у кандидата от партии власти будет огромное представительство на участках: председатели комиссий, почти поголовно связанные с местной властью и «ЕдРом», еще и наблюдатели, вышедшие из той же лавочки…

Конечно, запишутся в наблюдатели и искренние сторонники Владимира Путина, которым сейчас кажется, что на премьера несправедливо ополчились «прикормленные Госдепом» буржуа. Но как бы с ними не произошло то же, что случилось со многими студентами, которые работали наблюдателями от разных партий 4 декабря.

Руководствуясь желанием увидеть избирательную кухню воочию, молодые люди, зачастую без явно выраженных политических пристрастий, записывались наблюдателями от самых разных партий. Ночь в территориальных избирательных комиссиях сделала из них яростных противников партии власти (и власти в целом) — примеров можно приводить массу. Не обремененные сочувствием к тому, что члены УИКов должны «кормить детей» и боятся потерять работу, они, столкнувшись с наглым нарушением закона, жаждут поучаствовать в президентских выборах, но теперь уже вооруженные знанием, опытом и желанием бороться.

Так что если штабу Владимира Владимировича удастся набрать своих наблюдателей — а ему, несомненно, удастся, — нас ждут жесткие столкновения между ними и представителями других кандидатов. Потому как именно наблюдатели сейчас — самые активные и на избирательных участках, и после голосования. Они выкладывают в Интернет видео, фиксирующие нарушения, подают самостоятельные иски в суды и добиваются справедливости. И делают это по собственному желанию.

Если у премьера найдется такое же количество энергичных и, главное, честных сторонников, то у мартовских выборов действительно появится шанс стать прозрачными и честными. Но верится в это, к сожалению, с трудом.

Комментирует Сергей Митрохин, председатель Российской объединенной демократической партии «Яблоко»

Почти 100 тыс. наблюдателей, которых предвыборный штаб нынешнего главы правительства намерен отправить на избирательные участки, — это, конечно, очень много. Но думаю, что даже за столь небольшое время, которое осталось до выборов, региональные лидеры смогут обеспечить его такой армией. Включат административный ресурс. Привлекут чиновников — их у нас много. Мобилизуют с этой целью и членов различных движений, тех же «Наших».

Опасаюсь, что наблюдатели, присланные Владимиром Путиным, будут работать на увеличение его итогового результата. Это, с одной стороны, выдворение слишком ретивых наблюдателей, присланных другими кандидатами. С другой — помощь наблюдателей «от власти» может дойти и до применения с их стороны физической силы в отношении конкурентов.

Надеюсь, что их тренинги по поводу того, как лучше исполнять свои обязанности на избирательных участках, будут проходить не в спортивных залах на уроках дзюдо. Хотелось, чтобы вели они себя цивилизованно, хотя полностью быть в этом уверенным нельзя. В нынешней ситуации ничего нельзя исключать.

В любом случае ждать от наблюдателей Владимира Путина чего-то хорошего трудно.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов