Несмотря на призывы Дмитрия Медведева и Владимира Путина в условиях кризиса экономить на бонусах топ-менеджерам компаний, в «Газпроме» к собранию акционеров подготовили предложения, в соответствии с которыми вознаграждения руководителей корпорации останется на уровне 2007 докризисного года.
В порядочном обществе не принято считать деньги в чужих кошельках. Но когда этот кошелек отчасти и твой, хотелось бы знать, сколько в нем денег. Как известно, «Газпром» — акционерная компания, но контрольный пакет акций все же принадлежит государству. А значит нам с вами.
Как стало известно, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер может получить за работу в 2008 году 5,3 млн. долларов. Из них 2,8 млн. — за руководство советом директоров «Газпром нефти», а еще полмиллиона — как зампред совета директоров самого «Газпрома». Впрочем, довольно серьезный денежный куш в 17,44 млн. долларов достанется от «Газпром нефти» всем девяти членам совета директоров.
Таким образом, если собрание акционеров 26 июня одобрит это решение, Миллер может получить за работу в 2008 году 5,32 миллиона долларов, что сравнимо с рекордным вознаграждением председателя совета директоров «Норникеля» Александра Волошина (5,5 млн. долларов за 2008 год). Между тем, не только высшее руководство страны, но и консультант миноритарных акционеров «Газпрома» компания RiskMetrics Group уже рекомендовали на общем собрании отклонить предложение по выплате столь высоких вознаграждений руководству.
— В коммерческих структурах, существующих только за счет собственных средств, уже давно сократили издержки и продолжают делать это до сих пор, — объясняет ситуацию главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, — Сокращают и вознаграждения топ-менеджерам. Работу «Газпрома» контролирует государство — именно оно способно отменить то или иное решение в компании. Если государство примет решение сократить выплаты – они будут сокращены. Если не примет – останутся на прежнем уровне. Миноритарные акционеры способны лишь привлечь внимание к вопросу, но повлиять на решение о сумме вознаграждения не могут.
В США существует контроль правительства за суммой вознаграждений высшего менеджмента компаний с государственным участием. В России подобная практика не распространена.
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Есть некая разница восприятия кризиса на западе и у нас. В госкорпорациях на западе менеджеры отказываются не только от бонусов, но и от части зарплат. У нас ситуация иная. Есть такое понятие, как риск, вот за этот риск чиновники-менеджеры и требуют бонусы — мол, рискнули мы, а выиграли все. Это очень показательно для рядовых акционеров. Именно они не просто стремятся — они рвутся в госменеджеры, и поэтому не случайно число госчиновников растет год от года.
От редакции
Большинство российских и международных компаний пошли на довольно серьезные сокращения бонусов. «Лукойл» готовится заплатить директорам по 4,5 миллиона рублей. Вознаграждение неисполнительным директорам Shell составило в 2008 году 177—263 тыс. долларов, у BP — 144—272 тысячи, у Chevron — 220—269, приводит примеры RiskMetrics. А независимые директора «Роснефти» в условиях кризиса решили вовсе отказаться от вознаграждения за 2008 год, но совет директоров заблокировал данное решение. Речь идет о сумме приблизительно в 190 тыс. долларов на каждого директора.