Лауреатами стали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и члены правления общества «Мемориал» Олег Орлов и Сергей Ковалев. Получая награду, они подчеркнули, что принадлежит она не только им самим, но и всему российскому правозащитному сообществу: погибшим в этом году Наталье Эстемировой, Станиславу Маркелову, убитой несколько лет назад журналистке Анне Политковской. И всем, кого преследуют и сажают в тюрьмы российские власти, — например, Михаилу Ходорковскому.
Член правления общества «Мемориал» Олег Орлов пообещал, что его организация возобновляет работу в Чечне. Деятельность общества в республике была прекращена после убийства в Грозном в июле этого года сотрудницы «Мемориала» Натальи Эстемировой.
Правозащитники призвали Запад оказывать большее давление на российские власти и поднимать вопрос о соблюдении в России прав человека.
Комментирует Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства по защите предприятий «Бизнес Солидарность»
Я лично знаю Людмилу Алексееву. В трудную минуту, когда я и Алексей Процкий оказались в тюрьме по совершенно абсурдному обвинению в обороте наркотиков — эта история широко известна как «дело химиков», — Алексеева и многие другие правозащитники оказали нам неоценимую поддержку. Именно они озаботились судьбой российских предпринимателей, подвергающихся самой настоящей травле со стороны правоохранительных органов.
Если предприятие встало на ноги и начало получать прибыль, им тут же начинают интересоваться и пытаться прибрать к рукам. В качестве средства отъема фирмы используется и посадка владельца в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Обвинение может быть абсолютно нелепым, что не мешает судам сразу же вставать на сторону обвинения.
Это массовое явление, которое, к сожалению, стало нормой в нашей стране. Адвокаты в таких случаях, как правило, советуют не придавать дело огласке и попытаться договориться с правоохранительными органами, что неизменно приводит к осуждению невиновного человека.
Единственное средство борьбы с подобными обвинениями — широкая огласка и привлечение внимания средств массовой информации. Только под давлением общественности можно добиться справедливого рассмотрения дела.
Еще не все предприниматели это поняли. Но есть и положительные примеры — например, Виктор Денисенко из Таганрога. У него пытались отобрать бизнес по такой же схеме. Он принял решение бороться, и в настоящее время рассмотрение дела перенесли. Все говорит в пользу того, что прокуратура снимет обвинения.
Сейчас в России объявлена борьба с коррупцией. Идет она медленно, но мне заметны конкретные шаги в этом направлении. Совсем недавно, после того как получило огласку дело Сергея Магницкого, погибшего в тюрьме, в Федеральную службу исполнения наказаний пришли новые люди. Прошли и другие важные кадровые перестановки. Это обнадеживает.