Похищенные в России миллионы долларов всплыли в ходе расследования федеральной прокуратурой Швейцарии ряда дел по отмыванию денег на территории страны. Было установлено, что в ходе распределения между субподрядчиками денег из московского бюджета, выделенных на строительство МКАД, рядом лиц были созданы фирмы-однодневки. Фирмы, не участвовавшие в строительстве МКАД, получали огромные деньги по фиктивным договорам. Далее эти деньги переводились в Швейцарию, где и отмывались. Главными фигурантами уголовного дела, возбужденного швейцарской прокуратурой, стали российские граждане, бывшие спортсмены-борцы Романов и братья Кудиновы.
Сейчас в Швейцарии находится под арестом около 20 млн долларов. Власти страны готовы вернуть их России, но возник целый ряд трудностей. Все уголовные дела в самой России, возбужденные по факту хищений при строительстве МКАД, были прекращены в 2008 году в связи с истечением срока давности.
Существует возможность вернуть эти деньги, подав гражданские иски. Но правительство Москвы не считает себя пострадавшей стороной, до сих пор отказываясь признавать, что какая-то часть выделенных из столичного бюджета денег была разворована при строительстве МКАД.
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
В свое время Следственный комитет при МВД России нашел часть украденных при строительстве МКАД денег и наложил на них арест. С тех пор они так и лежат в Швейцарии. В России уголовное дело о хищениях при строительстве МКАД перебрасывалось из одного суда в другой на протяжении нескольких лет, до тех пор пока не истек срок давности.
Уголовное разбирательство не было закончено, обвинительного приговора нет. В результате Россия не может получить эти деньги.
Известны и другие случаи, когда на заграничных счетах остаются отмываемые деньги, которые наша страна не может вернуть. До сих пор в Райффайзенбанке лежат 4 млн долларов, замороженные австрийской прокуратурой в 2006 году. Именно по ним работал первый заместитель председателя Центрального банка России Андрей Козлов накануне своего убийства. Речь шла об отмывании сотен миллионов долларов.
Расследование подобных дел — большой риск для российской бюрократии, так как может всплыть вся коррупционная цепочка. Поэтому эти деньги так и останутся за границей и никогда не вернутся в Россию.