СКП возбудило уголовное дело по госзакупке автомобилей Mercedes

Александр Куликов,

депутат Государственной думы

Чиновники могут поплатиться за любовь к дорогим авто

Чиновники могут поплатиться за любовь к дорогим авто
Следственный комитет все-таки возбудил уголовное дело в связи с громким коррупционным скандалом автоконцерна Daimler, в котором оказались замешаны высокие чины российских госорганов.
12 ноября 2010
В конце марта 2010 года Министерство юстиции США обвинило руководство Daimler в подкупе чиновников 22 стран, благодаря чему в течение последних 10 лет концерн неизменно побеждал в конкурсах на поставки машин. Общая сумма взяток по всему миру составила примерно 56 млн долларов. Весомая часть этих денег осела в карманах российских должностных лиц. В список замешанных в коррупции ведомств попали Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Гараж особого назначения, правительство Москвы, муниципалитеты Нового Уренгоя, Уфы и так далее.

 

В ходе недолгого судебного разбирательства, которое состоялось 1 апреля, Daimler частично признал свою вину, согласившись с требованием заплатить штраф в бюджет США в размере 185 млн долларов. Эта сумма показалась автогиганту вполне приемлемой, учитывая, что, по самым скромным оценкам, благодаря взяткам компания заключила контракты по всему миру на более чем 2 млрд долларов.

По данным американского Минюста, в 2000—2005 годах на подкуп руководства российских спецслужб и просто чиновников Daimler потратил по меньшей мере 5 млн евро. За счет этого компания получала выгодные госконтракты на поставку своих автомобилей.

Как писала газета «Ведомости», организацией передачи взяток занималось ЗАО «ДаймлерКрайслер автомобили рус» (в настоящее время — ЗАО «Мерседес-Бенц рус»). Самые большие выплаты от автоконцерна получили офицеры МВД, отвечавшие за закупки легковых машин. Немцы «откатили» им как минимум 1,8 млн евро. Чуть меньше — примерно 1,4 млн евро — Daimler потратил на взятки ради получения контракта на право комплектования Гаража особого назначения Федеральной службы охраны. В сравнении с этими суммами размеры «откатов» в Минобороны кажутся совсем скромными — около 25 тыс. евро.

Коррупционные расходы автогиганта окупились в России с лихвой. Согласно официальному реестру государственных контрактов, с 2007 по 2009 год одни только спецслужбы закупили дорогих автомобилей Mercedes на сумму, превышающую полмиллиарда рублей. ФСО за два года обзавелась 45 автомобилями этой престижной марки на 261 млн рублей. ФСБ приобрела 25 машин примерно на 138 млн рублей. МВД — 28 машин на 101 млн рублей.

Несмотря на масштабы скандала, российские правоохранители долгое время не интересовались этой историей. По идее, органы прокуратуры должны были сразу отправить запрос о правовой помощи в США и попросить материалы «дела Daimler». Поскольку американский Минюст называет конкретные имена, «явки и пароли», у следствия были все основания для возбуждения уголовного дела. Однако этого не происходило.

3 апреля в эфире радиостанции «Русская служба новостей» руководитель Следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет заявил, что не может возбудить уголовное дело без получения заявления о преступлении. «Дела никакого нет. Мы не можем проводить проверки по предположениям. Надо письменно обратиться к нам с заявлением, указав в нем, что они давали эти деньги или откаты, — мы проведем доследственную проверку. Если будет основание для возбуждения уголовного дела, то такое дело будет возбуждено в отношении должностных лиц», — подчеркнул он.

Однако вскоре депутат Госдумы Александр Куликов сделал официальный запрос на имя Генерального прокурора РФ с приложением публикации в газете «Ведомости» по этой теме.

— В газете опубликованы фотографии ряда документов, — рассказывал депутат, — которые должны стать основанием для их проверки в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса. Поскольку в УПК есть прямые нормы, которые обязывают правоохранительные органы — в частности Генпрокуратуру — проверить информацию, содержащую признаки того или иного преступления. А то, что было опубликовано в «Ведомостях», а затем и в других изданиях, дает основание считать, что такого рода признаки имеют место быть.

В итоге в середине июля по инициативе СКП была начата доследственная проверка по факту злоупотреблений со стороны российских чиновников при закупках автомобилей у немецкого концерна. Эксперты были уверенны, что дело замнут с какой-нибудь глупой отговоркой.

Так, в общем-то, оно поначалу и было. Проверка сведений об откатах при закупках автомобилей Mercedes была поручена УБЭП Москвы. По словам известного блогера Алексея Навального, следствие зашло в тупик из-за отсутствия переводчика с английского.

И все же замять коррупционный скандал чиновникам не удалось. Сегодня Следственный комитет сообщил, что возбудил уголовное дело по факту подкупа чиновников компанией Daimler. Дело возбуждено по признакам мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК), «совершенного путем обмана и злоупотребления доверием при заключении контрактов на поставку автомашин Mercedes государственным органам». Ведется следствие.

Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы

Было бы неправильным говорить, что заслуга в возбуждении уголовного дела по факту подкупа чиновников представителями компании Daimler принадлежит мне. Случившееся — результат работы всех членов комиссий Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности, и по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Это не единственный случай, по которому мы добиваемся возбуждения уголовного дела. У меня на руках сегодня находятся материалы по более чем 50 эпизодам коррупции, аналогичным или даже превосходящим эту историю с продажей российским чиновникам немецких автомобилей. В данный момент я нахожусь в Республике Коми тоже в связи с коррупционным скандалом регионального уровня. Так что работа в отношении коррупционеров ведется. Спокойно и без шума.

В истории с Daimler радует то, что уголовное дело возбудили в отношении сотрудников правоохранительных органов. Тех самых людей, которые должны, по идее, заниматься борьбой со взяточничеством. Мы работаем над тем, чтобы следствие было проведено и по другим аналогичным случаям.

Надеемся мы и на помощь общества, журналистов, которые в последнее время становятся все более и более смелыми, хотя и страдают за свою позицию.

Особенно обнадеживает нас отношение к вопросу Дмитрия Медведева, заявившего недавно, что пора переходить на европейские стандарты. Причем не только в плане совершенствования законодательства, но и его исполнения, противодействия коррупции чиновников на всех уровнях.

Однако радоваться по поводу возбуждения дела не стоит. Это только начало. Мы занесли ногу для того, чтобы переступить через яму. Но до цели еще далеко.