Борьба с внеплановыми проверками бизнеса

Александр Чепуренко,

профессор Высшей школы экономики, специалист по развитию малого и среднего предпринимательства

Извечная кормушка

Извечная кормушка
Минэкономразвития предлагает штрафовать госучреждения за проведение незаконных проверок бизнеса.
12 ноября 2010
Комиссия по административной реформе правительства готова обсудить предложение Министерства экономического развития ввести в Кодекс об административных правонарушениях новую статью, наказывающую за незаконное осуществление госконтроля бизнеса казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

 

Доклад «Об исполнении полномочий по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями» подготовлен в исполнение поручения правительства РФ от 6 июля 2010 года и является продолжением Доклада «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». Доклад посвящен актуальным проблемам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в России подведомственными государственными и муниципальными учреждениями и затрагивает наиболее серьезные с точки зрения баланса контрольных полномочий случаи — самостоятельное осуществление организациями, подведомственными публичным органам, контрольных функций. В ходе исследования, проведенного Минэкономразвития России, выявлены наиболее существенные проблемы правового регулирования в указанной сфере, а также предложен комплекс мероприятий, реализация которых позволит создать предпосылки для системного изменения ситуации, связанной с осуществлением контрольно-надзорных полномочий государственными и муниципальными учреждениями. Доклад подготовлен Департаментом развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной считает необходимым штрафовать подчиненные органам власти учреждения за незаконное осуществление госконтроля и госнадзора на 30—50 тыс. рублей, а их сотрудников дисквалифицировать на один–три года.

Причина постановки проблемы проста: в отличие от органов власти, которым внеплановые проверки бизнеса практически запрещены с 2009 года законом №294, у их дочерних учреждений таких ограничений нет — они имеют возможность накладывать штрафы и ограничивать работу частных компаний.

В Минэкономразвития нашли два варианта решения проблемы. Первый: распространить действие закона об ограничении проверки бизнеса госорганами на контрольно-надзорную деятельность учреждений. Второй вариант предусматривает правку КоАПа и чистку законодательства, но сохраняет возможность госконтроля и госнадзора федеральными государственными унитарными предприятиями и прочими учреждениями. Но этот вариант требует серьезных финансовых затрат.

Напомним, что еще 15 октября 2009 года генпрокурор Юрий Чайки сделал доклад Владимиру Путину, после которого премьер обвинил своих подчиненных в том, что «контрольные и надзорные мероприятия превратились в прибыльный бизнес», а «делегирование госфункций по оказанию платных услуг разного рода подведомственным организациям» превратилось в «порочную систему».

Изменения в законодательстве скажутся в первую очередь на ветеринарном, пожарном и санитарно-эпидемиологическом надзорах. Нынешний закон напрямую прав госнадзора этим учреждениям не дает, но закрепляет, что учреждения входят в систему государственной службы.

На основе доклада уже разрабатывается система мониторинга эффективности госконтроля — в конце года будет запущен пилотный проект по мониторингу, а также принято постановление правительства о показателях эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. На основании статистических показателей, которые будут рассчитываться органами госконтроля, будут приниматься дальнейшие управленческие решения.

Уже давно понятно, что во многих случаях функции госконтроля стали инструментом злоупотреблений, давления и даже захвата бизнеса. А для чиновников среднего и низшего уровня возможность осуществления проверок стала постоянной кормушкой, особенно на уровне контроля малого и среднего бизнеса.

Аналитики считают, что для улучшения ситуации необходимо организовать обмен информацией между госорганами, осуществляющими функции контроля, так как часто для проверки требуются одни и те же документы. Поэтому не исключено, что положительный эффект от системы мониторинга будет.

Меж тем директор департамента государственного консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем» Михаил Иванков считает, что «ожидать революционных изменений не следует, пока не будет изменена базовая парадигма, которая заключается в том, что контрольно-надзорный орган должен отвечать за последствия».

Рассматривать предложения Министерства экономического развития будут 23 ноября на заседании комиссии по административной реформе.

Комментирует Александр Чепуренко, профессор Высшей школы экономики, специалист по развитию малого и среднего предпринимательства в современной России

В целом положительные, инициативы правительства и президента по снижению давления на бизнес носят, к сожалению, реверсивный характер.

Так, в начале 2000-х годов уже предпринимались меры, пресекающие частые проверки компаний. Спустя год–полтора после них бизнес смог вздохнуть свободнее. Но уже в 2003—2004 годах чиновники восстановили свои позиции и положение предпринимателей вновь ухудшилось.

Поэтому в скором времени после очередных планируемых сегодня послаблений в отношении бизнеса следует ожидать такого же очередного восстановления власти бюрократии над компаниями.

Все из-за того, что чиновники полагают: общество создано для них, а не они для общества. И россияне их в этом не разубеждают. Поэтому сотрудники госорганов, которые от своего привычного куска пирога никогда добровольно не откажутся, ищут и находят способы отъема денег у частных компаний. Например, в ходе согласования различных бумаг и различных проверок, поводы для которых всегда найдутся.

Решить эту проблему косметическими мерами, которые предлагает Минэкономразвития, не получится. Необходимы изменения в обществе, в отношении граждан к чиновникам. Необходимо поставить чиновников на место.

Пока нет предпосылок для таких изменений, нет и надежды на то, что любой бизнес — малый, средний, крупный — оставят наконец в покое и дадут ему нормально развиваться.