Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин поделился с «Особой буквой» мнением о том, приносят ли пользу появляющиеся как грибы после дождя многочисленные центры и организации по борьбе с коррупцией.
«Понятно, что цели у данных организаций могут быть разными: кто-то, например, рейдерством пытается заниматься под этой «крышей». Но в целом толк и польза от подобных структур есть, потому что люди что-то вскрывают, чему-то мешают, противодействуют. К примеру, есть такое общественное движение «Содействие борьбе с коррупцией». Оно реально сорвало несколько рейдерских захватов по России. И не далее как в пятницу в Волгограде сгорел суд вместе с прокуратурой — так это движение в том же здании находилось. Судя по всему, пожар случился с целью не допустить огласки дела, по которому суд принял решение, но все документы еще находились в суде, — была отбита рейдерская атака, выявлена коррумпированность местной власти в одном из городов Волгоградской области», — рассказал Михаил Делягин.
Он отметил, что, вероятно, Минэкономразвития вместе с другими государственными ведомствами создают условия, в которых коррупция является нормой существования и чиновника, и бизнеса, и всех остальных. «Поэтому центр по борьбе с коррупцией, который создается с участием этого министерства, производит столь же странное впечатление, как если бы в советские годы создали центр борьбы за права человека, но среди учредителей было бы Пятое управление НКВД», — подчеркнул директор Института проблем глобализации.
«Минэкономразвития — ведомство, которое среди прочего определяет правила игры в экономике, оно может вносить предложения, которые заблокируют коррупцию. Если бы министерство хотело бороться с коррупцией, то оно бы приняло соответствующие меры: разработало бы нормативные документы, проекты законов. Но вместо того чтобы устранять причину, министерство собирается вместе с бизнесменами выявлять отдельные случаи коррупции и бороться со следствием», — заявил Делягин, отметив, что, по всей вероятности, это может быть одновременно и проявлением некомпетентности, и циничным пиаром.
Михаил Делягин также рассказал о своем видении, как можно победить коррупцию в России. По его словам, достаточно сделать несколько шагов.
«Первое (эти меры использовались в Италии): взяткодатель освобождается от ответственности при условии сотрудничества со следствием. Этим сразу разрывается круговая порука, и жертве коррупции больше не нужно покрывать организатора. У нас же все наоборот: взяткодатель точно попадает под маховик, а вот тот, кто эту взятку берет, — может выкрутиться», — говорит эксперт.
Второй мерой, которую нужно осуществить, по мнению Делягина, является уничтожение экономической основы коррупции. Если член организованной преступности (а коррупция во власти — всегда организованная преступность) не сотрудничает со следствием, то у его семьи конфискуются все активы, включая добросовестно приобретенные.
Третье, что, по словам Делягина, необходимо сделать, чтоб победить коррупцию, — выслать из страны всех воров в законе, к которым у государства нет уголовных претензий. Это было впервые сделано в Молдавии, потом в Белоруссии и Грузии.
«Последняя мера, крайне желательная, но необязательная, так сказать, интеллектуальный изыск, — перевод государственных корпораций на электронную систему принятия решений. Самое главное, что при этом возможен скрытый контроль», — сказал Делягин, подчеркнув, что сейчас, когда у нас кого-то начинают проверять, иногда происходят пожары, уничтожаются документы.
«При введении электронной системы чиновник не способен заметить, что его начали проверять, потому что просто анализируются решения, которые он, так или иначе, принимает: какие материалы изучил и какое решение принял. Если решение противоречит рассмотренным материалам — пожалуйте бриться», — рассуждает экономист.
По словам Михаила Делягина, этих четырех мер вполне достаточно, чтобы в нашей стране, тотально привыкшей к коррупции, удалось очень резко снизить ее уровень.