Тем временем стало известно, что бывший гендиректор компании «Центр правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова, одна из «амазонок» Сердюкова, полностью признала свою вину по делу о многомиллиардных хищениях в «Оборонсервисе». Об этом она заявила в Хамовническом суде Москвы, рассчитывая на сокращение срока ареста. Но суд надежды подозреваемой не оправдал, выразив опасения, что фигурантка может «исчезнуть из России или оказывать давление на свидетелей по делу», и продлил Сметановой срок содержания под стражей до 10 февраля 2013 года.
Сергей Шойгу, сменивший Анатолия Сердюкова на посту министра обороны, дал распоряжение о подготовке исков по расторжению или признанию недействительными ряда сделок в отношении военного имущества, реализованного, по его мнению, с нарушениями законодательства. Напомним, что именно сомнительные сделки стали поводом для уголовного дела против руководства «Оборонсервиса».
Директор департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрий Куракин, рассказавший журналистам о намерениях министерства, признал, что его ведомство может столкнуться с трудностями при возвращении имущества, если формально все сделки были проведены законно. По его словам, основные нарушения в ходе торгов по продаже имущества были связаны с заниженной ценой объектов, выставленных на торгах.
Инициатива вызвала споры и среди экспертов. Так, адвокат Сергей Жорин весьма скептически относится к идее Минобороны. В эфире РСН он напомнил, что только суд может признать недействительными или расторгнуть сделки продажи военных объектов по заниженной стоимости. А само судебное разбирательство, по его словам, займет не меньше года.
В свою очередь, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, наоборот, считает, что это «умное предложение». Он уверен: действующее законодательство позволяет признать сделки недействительными при соблюдении ряда условий. Кроме того, помимо возвращения имущества министерству необходимо и наказать коррупционеров — тех, кто продавал, и, возможно, даже тех, кто покупал эти объекты. Эксперт не исключает, что указанные люди могли действовать в связке.
Цыганок говорит, что «сложно рассуждать о том, сколько было реализовано объектов Минобороны, а тем более незаконно. Информация о проданных зданиях и землях в Москве и Санкт-Петербурге на слуху, поскольку журналисты интересуются этим, но это сотая доля от действительности. Дело в том, что мало кто знает, что продавалось в регионах. Там, думаю, не меньше скандалов, чем в столице».
Наш собеседник убежден, что «Оборонсервис» является непрозрачной структурой:
«Я поддерживаю идею о передаче функции по реализации высвобождаемого имущества к Росимуществу. В принципе, это полезно. Потому что коррупционные вещи в Росимуществе значительно меньше, чем в «Оборонсервисе» и Минобороны в целом».
Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева