Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступая на «правительственном часе» в Госдуме на прошлой неделе, заверил депутатов, что при всех сложностях финансовой ситуации возможности для дальнейшего развития российской экономики еще не исчерпаны. Весь январь правительство настаивало на том, что показатели темпов роста ВВП в 2009 году не опустятся ниже 5-6%.
Тем удивительнее стало заявление министра финансов Алексея Кудрина, в тот же день озвучившего менее оптимистичные цифры. Как сообщает РИА Новости, по мнению вице-премьера, рост российского ВВП в 2009 году будет близким к нулевой отметке.
Окончательно же всех запутало Министерство экономического развития. По его прогнозу, обнародованному вчера, в 2009 году ВВП России сократится на 0,3%. Ранее ведомство предполагало, что экономика страны в текущем году вырастет на 2,4 процента.
Столь явную несогласованность членов правительства в оценках экономического будущего России мы увидели впервые. Возникает вполне логичный вопрос: кому верить? Убежденному в скором выходе РФ из экономического кризиса Шувалову? Тихо бьющему тревогу Кудрину? Или осторожной в оценках Набиуллиной?
Свое мнение высказывает старший научный сотрудник Университета им. Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University, США), политолог Лоренс Рэмси
Последние месяцы Кремль только и делал, что успокаивал россиян: мол, «все под контролем, кризис нас не затронет». Однако людей уже было трудно убедить, что массовая безработица, обвал курса рубля, взрыв цен, резкое падение уровня жизни – лишь временные явления, с которыми мудрое правительство быстро справится. Теперь, когда скрывать реальную ситуацию в финансовой системе уже невозможно, Москва вынуждена признать крах экономики.
Непоследовательность Белого дома в оценке экономической ситуации заставила людей усомниться в его честности. Многим в России показалось, что их пытались обмануть. Поэтому сегодня кремлевские боссы пытаются нащупать правильный тон диалога с народом, который бы позволил им сохранить лицо, и не давать повода гражданам разувериться в непогрешимости премьера.
Отсюда, возможно, и все эти несогласованности в высказываниях правительственных лидеров. Судя по всему, им до сих пор не понятно, какую правду можно раскрывать народу, а о чем следует пока умолчать. Нельзя же, в самом деле, подставлять под удар премьера, так долго уверявшего всех и вся, что кризису в России не бывать.
К этому я отношусь с большой тревогой. Во-первых, сам факт того, что Белый дом не хочет открыто говорить о кризисе, свидетельствует об отсутствии в системе российской власти человека, готового взять за него ответственность. Премьер откровенно дистанцируется от этой темы, отделываясь общими фразами и критикой США. Президент же, по моему мнению, не набрал еще достаточного политического веса, который бы позволил ему уверенно высказываться по вопросам кризиса.
Ни к чему хорошему данная ситуация привести не может. В отсутствии настоящего лидера – борца с кризисом, россиянам будет трудно преодолеть экономический коллапс. Не зря же американцы встали под знамена Обамы. В нем они увидели настоящего лидера, не боящегося говорить уверенное «Я», а не обезличенное «Мы». В России, как оказалось, такого человека пока нет.
Во-вторых, вся эта неразбериха с оценками финансового будущего России наводит на мысль, что у Москвы до сих пор нет четкой экономической стратегии по преодолению кризиса. Если разные представители правительства дают разные прогнозные цифры, то о какой единой антикризисной программе здесь вообще можно говорить?
А она нужна. Еще чуть-чуть и от выстроенной в последние годы российской экономической модели не останется и следа. В этом смысле оценка Кудрина, пожалуй, ближе к правде.