Российские миллиардеры

Александр ГАЗОВ,

корреспондент «Я»

КРИЗИС ОТКРЫЛ СЕЗОН ОХОТЫ НА БИЗНЕСМЕНОВ

КРИЗИС ОТКРЫЛ СЕЗОН ОХОТЫ НА БИЗНЕСМЕНОВ
Начало уголовного преследования Евгения Чичваркина и возобновление процесса против Ходорковского вернуло людей с небес на землю. То, что казалось давно забытым страшным сном, вновь стало реальностью
5 марта 2009

3 марта Хамовнический суд Москвы начал предварительные слушанья по новому уголовному делу, возбужденному в отношении Михаила Ходорковского. Российская общественность проявляет к этому процессу небывалый интерес. Многие сегодня уверены: вслед за делом Ходорковского по стране может прокатиться волна экономических репрессий, жертвой которых может стать каждый.

«Особая буква» уже писала о тех, кто в разные годы стал жертвой «эпохи стабильности» (материал «Жертвы эпохи стабильности» был опубликован 30 января). Вспомнив о том, как государство расправлялось с неугодными ему Березовским, Гусинским, Ходорковским и многими другими представителями современной бизнес-элиты, мы задались вопросом — «Кто следующий?». Было ясно, что Чичваркиным власти не ограничатся и начнут вторую волну экономических репрессий. Вместе с тем, данными о том, на чти головы она обрушится, на тот момент мы не располагали.

Новую информацию к размышлению мы получили с появлением в журнале «Финанс» «Рейтинга российских миллиардеров». При его подробном изучении нами была обнаружена интересная закономерность, раскрывающая неожиданные подробности проводимой государством «экономической» политики. Оказалось, что более трети упоминаемых в списке персон, гордо носящих звание богатейших людей страны, имеют проблемы в отношениях с властью. Над всеми из них в той или иной степени нависла угроза расставания с нажитым имуществом в пользу государства.

Посмотрим, кому из первой десятки рейтинга «Финанс» стоит побеспокоиться о своем будущем.

Михаил Прохоров, 43 года

На первый взгляд Михаилу Прохорову сегодня ничто не угрожает. Отношения с государством выглядят более чем стабильными, бизнес при всех финансовых неурядицах в плюсе, кризис пока обходит стороной. Короче говоря, все хорошо. Однако именно в этом удивительном благополучии кроется для Прохорова наибольшая опасность. К тем, у кого в делах тишь да благодать, государство обычно предъявляет наибольшее число финансовых претензий.

Сегодня Прохоров оказывает самую активную поддержку любимому детищу властей — проекту развития нанотехнологий. Возглавляемая им «Группа ОНЭКСИМ» уже включилась в один из «пилотных» проектов госкорпорации «Роснанотех», который предполагает производство в России полупроводниковых чипов. Общий объем инвестиций в создаваемое совместное предприятие — более 80 млн. $. Большую часть из них возьмет на себя Прохоров.

Все это, конечно, мелочи. Обычная практика социального обременения бизнеса, заставляющая олигархов отдавать часть своих средств на реализацию крупномасштабных, значимых для государства проектов. У Абрамовича с его Чукоткой расходов было куда больше. Однако кое-что в этой истории все-таки настораживает.

По мнению ряда экспертов, Анатолий Чубайс призван в «Роснанотех» с одной единственной целью — аккумуляции в рамках госкорпорации максимального количества финансовых средств. Единственным их источником являются частные инвестиции. Поскольку желающих отдать свои деньги «неизвестно на что» (даже в научной среде нет однозначного определения «нанотехнологиям») пока особо нет, власти прибегают к методам политического давления, буквально заставляя олигархов жертвовать свои кровные на науку. В их список, судя по всему, попал и Прохоров. Так что 80 млн. $. он вряд ли отделается — аппетиты у Чубайса растут слишком быстро. Неслучайно же в конце февраля он сообщил, что готов выделить на финансирование дефицита федерального бюджета 3,5 млрд. $. Нетрудно догадаться из чьего кармана будут изъяты эти деньги. Вопрос лишь в том, какими средствами.

Роман Абрамович, 42 года

Последние месяцы в СМИ то и дело появлялась информация о неких финансовых проблемах, возникших у этого известного бизнесмена. По разным данным состояние олигарха сократилось с прежних 16 млрд. $ чуть ли ни до трех. И подтверждений тому становится все больше и больше. Не зря же вдруг появились слухи о скорой продаже футбольного клуба «Челси» — любимой игрушки чукотского благодетеля, вдруг ставшей для него слишком дорогой. Странно. С состоянием в 14 млрд. $ ежегодные 200-миллионные расходы на обслуживание клуба вряд ли могут быть заметными. Значит, денег у Романа Аркадьевича и вправду нет.

Возможно, сказывается кризис. Но не в таких же масштабах. При всех катаклизмах, свалившихся на российскую и мировую экономики, финансовые потери олигарха все-таки слишком высоки. В чем же тогда дело?

Романа Абрамовича смело можно назвать казначеем пресловутой «семьи», многие годы ведущим ее бухгалтерию. По некоторым данным, его услугами пользовались не только члены ельцинской команды, но и нынешние хозяева администрации. Все те миллиарды, которые эксперты «Forbs» и «Финанс» приписывали олигарху, принадлежали не совсем ему. Вернее совсем не ему.

Тот факт, что денег в кошельке бывшего главы Чукотки становится все меньше, свидетельствует лишь об одном — истинные владельцы астрономических капиталов постепенно возвращают свои активы.

Что останется Абрамовичу? Пожалуй, что кроме чужих тайн, интересных документов, данных о «явках и паролях», ничего. Это тоже серьезный капитал, которым, правда, вряд ли удастся воспользоваться. Говорят, Роман Аркадьевич все реже появляется в России, окончательно обосновавшись в Лондоне. И правильно делает. По нашей информации, в правоохранительных и налоговых органах вынашивается план широкомасштабной проверки деятельности прежней чукотской администрации.

Михаил Фридман, 44 года

В начале февраля премьер-министр российского правительства объявил о принятии принципиального решения по поводу «выкупа» банковской системы России. В Белом доме обсуждалась не только докапитализация ВЭБа, «Сбербанка» и ВТБ, но и вхождение государства в капитал частных банков. В списке «счастливчиков», которым власти готовы оказать антикризисную поддержку помимо условно независимого «Газпромбанка» числится также и «Альфа-банк». Михаилу Фридману есть над чем задуматься: платой за спасение бизнеса может стать полная национализация его основного актива.

Идея премьера об огосударствлении банковской системы не стала неожиданной. Спустя 12 лет после того, как крупнейшие промышленные предприятия Советского Союза были выставлены правительством на залоговых аукционах, ситуация радикально изменилась. Мировой финансовый кризис заставляет российские частные компании обращаться за помощью к властям. Которые, судя по всему, не упустят возможности без каких-либо лишних усилий вернуть под свой контроль стратегически и политически важные отрасли российской экономики. В том числе банковскую.

Схема, по которой будет произведен «выкуп» частных банков, необычайно проста: государство в обмен на погашение внешнего долга финансовой структуры станет требовать доли в бизнесе — якобы в качестве гарантии возврата выделенных средств. По мнению специалистов задолженности банков таковы, что власти смогут со всей уверенностью претендовать на четверть их активов. Для тех, кто не знает: во многих структурах 25% акций — это уже контрольный пакет, подтверждающий полноправное владение бизнесом. Чем не национализация?

Независимое будущее «Альфа-банка» находится под большим вопросом. Скорее всего, один из крупнейших в России финансовых операторов встанет на службу государству. Судьба же самого Фридмана зависит от того, рискнет ли он противиться планам Белого дома.

Олег Дерипаска, 41 год

У Дерипаски серьезные семейные проблемы. Знающие люди утверждают, что года два назад он окончательно разругался с женой — Полиной Юмашевой, которая теперь якобы требует развода. Так это или нет, неизвестно. Как говорится, чужая личная жизнь — потемки. Вместе с тем на светских мероприятиях супруги давно уже появляются порознь.

Но не это, наверное, сегодня беспокоит Дерипаску. С распадом брака у него стали портиться отношения в другой «семье» — той, которая все последние годы оказывала политическую поддержку его бизнесу. Вопросы, которые прежде решались в приватном порядке в кругу родственников, сегодня вообще никак не решаются.

Поэтому совсем неудивительно, что бизнес олигарха находится в состоянии коллапса. Финансовый кризис обострил давние проблемы Дерипаски, загнав его в катастрофические по своим объемам долги.

Пока государство не оставляет олигарха в беде, выделяя на поддержку работоспособности его производственных структур значительные средства. Вроде бы даже и долгов у Дерипаски стало поменьше. Вместе с тем неизвестно насколько у властей хватит терпения. Вполне возможно, спасая Дерипаску от финансового краха, Белый Дом давно уже считает принадлежащий ему бизнес своим.

Сейчас складывается впечатление, что олигарх готовит плацдарм для скорого «отхода» на Запад. Судите сами: то на его яхте отмечается юбилей Джона Маккейна, которого в чрезмерных симпатиях к российским властям сложно заподозрить (некоторые американские аналитики утверждают, что Дерипаска оказывал денежную поддержку его предвыборному штабу). То появляются слухи о его участии в нелегальном финансировании британских консерваторов, к России настроенных тоже не ахти как. Может, Дерипаска потому и заигрывает с Западом, что готовится к эмиграции?

Дмитрий Рыболовлев, 42 года

В октябре 2006 года на Березниковском калийном руднике (Пермская область) произошла авария, повлекшая за собой техногенную катастрофу. В течение последних лет государственная комиссия, которую, по слухам, курировал лично Игорь Сечин, пыталась найти виновных. В начале февраля 2009 года в деле, наконец, была поставлена точка. По итогам многочисленных проверок правительство признало ответственным за аварию в Березниках ОАО «Уралкалий» и лично его владельца Дмитрия Рыболовлева. Теперь аналитики гадают, какого наказания стоит ждать калийному олигарху.

Известно, что федеральный закон «Об охране окружающей среды» фактически развязывает правительству руки во взыскании с предприятия самых астрономических сумм. На сегодняшний день общая задолженность «Уралкалия» перед государством некоторыми источниками оценивается примерно в 70 млн. $. Однако отмечается, что она может вырасти. И вырасти существенно. У властей имеются законные основания взыскать не только деньги, брошенные на ликвидацию последствий «неэффективного недропользования», но и стоимость 50 млн. тонн утраченных запасов хлористого калия — это около 50 млрд. $. Астрономическая сумма, закрытие которой возможно лишь при полной национализации предприятия.

Таким образом, при желании государство может легко и «достаточно честным способом» отнять у Рыболовлева его основной актив.

От редакции

В рейтинг богатейших людей России, представленный журналом «Финанс», вошли более 400 человек. Проведенное нами исследование показало, что как минимум 138 из них в обозримом будущем может расстаться со значительной частью своих активов. Кому-то власти выставили «налоговый счет». Кто-то столкнулся с проблемой скорого огосударствления своего бизнеса. Кого-то с клеймом оппозиционера отлучили от «партии власти» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Встречаются даже и те, кому «шьют» уголовные дела бытового характера с последующей конфискацией нажитого имущества.

Удивительные данные. Неужели треть российской бизнес-элиты — сплошные воры, махинаторы и преступники?