Его появление было ожидаемым для участников переговоров, поскольку Total выступил с предложением участвовать в совместной разработке еще одного российского газоконденсатного месторождения — Термокарстового.
— Нас очень интересует этот проект, — не стал скрывать глава Total Кристоф де Маржери. — У нас с Алексеем Миллером уже состоялся разговор. Мы знаем, что решение еще не принято, но пользуюсь случаем, чтобы сказать, что нас он интересует и мы были бы рады добавить этот проект к своим активам.
По оценкам экспертов, освоение Термокарстового газоконденсатного месторождения потребует от французской нефтяной компании инвестиций в размере одного миллиарда долларов. Путин назвал эту инициативу весьма интересной, особенно учитывая постоянные и весьма солидные контакты России с Total. Впрочем, окончательное решение по этой сделке должна дать специальная комиссия правительства. Дело в том, что при резком увеличение объемов добычи газа новое месторождение может попасть в разряд общенациональных.
Однако, как заметил премьер-министр России, «сам факт того, что мы встречаемся, говорит о том, что мы такие проекты, разумеется, будем поддерживать».
Комментирует Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Я не вижу смысла в привлечении иностранных компаний для освоение наших газовых месторождений. Потому что сегодня можно купить самые лучшие технологии и специалистов совершенно недорого. Более того, если уж сами не можем внедрить эти технологии, то — поручить сервисным компаниям.
Конечно, это сложнее и хлопотнее, вот и отдаются права на использование месторождения иностранцам. Я считаю нынешнее решение по передаче прав Total на совместное освоение Термокарстового газоконденсатного месторождение решением ленивых.
За этот год доля «Газпрома» (то есть России) в поставках в Европу газа сократилась почти вдвое. И вызвано это не политическим заговором, а изменениями конъюнктуры рынка в связи с кризисом. Норвежцы уже снизили цену на свой газ, но главное — почти в два раза снизились тарифы на морские перевозки, а ведь именно морским путем доставляется наибольший объем газа.
А теперь самое интересное. Когда рынок восстановится, это вовсе не означает, что восстановится и доля экспорта газа из России в Европу. Во-первых, потому что появятся новые технологии (мы же прекрасно понимаем, что кризис завтра не закончится). А во-вторых, потому что именно из-за таких контрактов те же французы будут покупать газ не у нас, а собственный, и преимущественное право при этом будет именно у них. Поэтому решение о передаче прав Total на освоение Термокарстового газового месторождения — явно ошибочное.